< >

За депрессией – в Воронеж. Известный урбанист поделился впечатлениями от города

Аркадий Гершман рассказал, каким Воронеж видится со стороны.

Вести Воронеж 27833
За депрессией – в Воронеж. Известный урбанист поделился впечатлениями от города

Известный урбанист Аркадий Гершман опубликовал в своём блоге в «Живом журнале» целую серию постов о поездке в Воронеж. Главный из них под заголовком «Воронеж – смотрите, и никогда так не делайте» объединил наблюдения блогера о городской архитектуре, массовой застройке и дизайн-регламенте. Ещё два поста он посвятил состоянию пешеходной среды города, его общественного транспорта и перспективам строительства метро.

Типичный Воронеж, по мнению Аркадия Гершмана, состоит из «ПАЗиков, маршруток, торгашей и паутины проводов».

– Перед поездкой я честно готовился к худшему: чему-то среднему между Белгородом и Волгоградом. Причина довольно простая – примерно с 1960-х годов российский подход к планированию и застройке стал массово деградировать, началось превращение городов в большие серые спальные районы. Вторая мировая война массово лишила многие города исторических центров, из-за чего «пятно» приятного в городе иногда сжималось до нескольких кварталов. Воронежу во многом повезло, ведь здесь было принято решение восстанавливать утраченную застройку после войны, плюс добавились неплохие районы сталинок. Увы, но на этом везение города заканчивается, затем началась деградация, апогей которой можно наблюдать сейчас, – написал урбанист в своём блоге.

А подытожил и совсем безрадостно: «В общем, в Воронеж можно смело ехать за депрессией и болью. Как подобное терпят жители – большой вопрос к самим жителям».

Самое интересное о его впечатлениях мы собрали для вас на сайте «Вести-Воронеж».

Про архитектуру

«Архитектуры в городе нет, есть лишь желание по-быстрому срубить денег и уехать. Даже если здание не надстроили или снесли, то его изменят до неузнаваемости вывесками и витринами».

Про массовую застройку

«Традиционно идёт создание не комфортного города, а квадратных метров. В новых воронежских районах не хочется находиться, есть лишь желание быстрее закрыться в своей квартире или машине от всего вокруг. Иными словами, убивается сама суть города. Дешёвое однотипное жильё хорошо закрывает потребность в своей ячейке и тёплом туалете, но при этом игнорируются социальные потребности людей. Среда программирует не на общение с городом, а на изоляцию. Вместо комфортного и безопасного двора – парковка. Вместо комфортного и красивого города – парковка с видом на устаревшие панели или дома с самой дешёвой плиткой на фасаде.

Среда жизни во многом формирует наше поведение, ценности и стиль жизни. Большинство новых проектов Воронежа подводят человека к саморазрушению».

Про освоение пригородов

«Другая важная градостроительная проблема Воронежа – застройка полей и разрыв городских связей. Новые районы строят в поле без нормальной транспортной доступности – они никогда не станут полноценными без хорошей пешеходно-велосипедной связи со всем городом, а также развитым общественным транспортом.

Город должен быть цельным, компактным и плотным. Если у вас есть квартальный центр города, затем идёт частный сектор, а после огромные человейники, то у вас большие проблемы и разрыв города. Плотность должна постепенно снижаться к окраинам».

Про набережные

«Все нормальные города пытаются привести свои набережные в порядок, для этого проводят архитектурные конкурсы, прорабатывают качество среды и так далее. Недвижимость вдоль рек – самое дорогое, поэтому город отбивает стоимость реконструкции за счёт продажи земли – получается и создать знаковое место для всех горожан, и отбить вложения. Но это история не про Воронеж – здесь набережная среди пустырей, парковок, автосервисов и частного сектора. Город просто упускает возможность для развития и создания «визитной карточки». Такое я встречаю впервые в России».

Про дизайн и навигацию

«Ещё в городе совершенно не умеют делать дизайн и навигацию. Такое чувство, что при разработке новых домовых указателей исходили из самого короткого названия улицы и забыли про остальные. А распределительные коробки вынесены за сами лайтбоксы. Плюс сам по себе убогий дизайн. В общем, чиновники умудрились сделать самую распространённую городскую деталь уродливой.

Когда-то в городе были красивые фонари, но затем их закрыли паутиной проводов, а затем ещё впихнули современные светильники. Получился ужас. Фонари – это не какая-то утилитарная фигня для разных коробок и проводов! Это важная визуальная составляющая города! Хватит уродовать Воронеж!»

Про Центральный рынок

«В городе есть неплохой Центральный рынок. Он мог бы стать новой достопримечательностью Воронежа, как Даниловский рынок в Москве, но дирекция тщательно следит за конспирацией – внутри снимать нельзя. Варламов хорошо попался в прошлый раз на это колхозное правило. Тот момент, когда делаешь современный рынок для фермеров и жителей, но внутренний колхоз не позволяет делать всё по-человечески».

Про пешеходную среду

«По улице в центре города пройти здесь сможет только молодой и здоровый – для пенсионеров, инвалидов или просто людей со сломанной ногой город становится закрытым. Вопрос даже не в качестве городской среды, шаговой доступности всего необходимого, озеленении или удобной городской мебели – хотя бы ровный тротуар без луж научились делать. Логика, по которой ущемляют условия для пешеходов под предлогом решения проблем пробок, каждый раз вводит меня в бешенство, а ведь подобные отговорки я встречаю регулярно на протяжении последних 10 лет! То есть люди, которые не создают пробки, должны страдать из-за того, что их создают люди в машинах.

Забытые пандусы, ямы, узкие проходы со столбами посередине, лужи или просто отсутствие тротуара – всё это каждый из нас встречает на улицах города ежедневно. Повсеместные нарушения ГОСТов и здравой логики, но всем насрать – как мы до такого докатились?».

Улица Кольцовская впечатлила урбаниста особенно сильно:

Иногда пешеходов вовсе целенаправленно пытаются убить. Например, как вам нерегулируемый переход через шесть полос? Можно было сэкономить на побелке бордюров, заборах и ярких рамках для знаков, но поставить сюда светофор. Только делать этого никто не будет, на это найдётся 1001 причина, написал Аркадий Гершман.

Про пробки

«В Воронеже сбылась мечта многих автомобилистов – в городе нет трамвая! Наконец-то вместо рельсов на улицах ровненький асфальт, можно ехать без пробок и всем стало только лучше! Практически 10 лет как в городе всеобщее счастье и эйфория, а гробовозами на рельсах пугают лишь маленьких детей.

К несчастью для поклонников синих ведёрок и других отбитых автомобилистов, всё не так радостно. Хотя для воронежцев в целом всё печально: радостные автомобильные мечты убили один вид транспорта, а взамен люди получили ПАЗики и маршрутки. Теперь у людей есть два выбора: стоять в пробках внутри душных недоавтобусов и страдать, либо стоять в пробках на машине без мучений. В итоге у всего города лишь один выход – стоять в пробках».

Про общественный транспорт

«Город полностью скинул с себя головную боль под названием «общественный транспорт». Маршруты были отданы на откуп частникам без попытки создать сеть или комфортные условия для жителей. Основным транспортом города стали маршрутки. Лишь на некоторых маршрутах встречаются старые «Мерседесы» или автобусы городского класса. Субъективно, на 10 «пазиков-газелей» идет один автобус большой вместимости. Произошла простая вещь: власти решили отпустить вопрос в свободное плавание, бизнес получает в огромном количестве чёрный нал, а горожане потеряли комфортную возможность ездить по городу. В результате краткосрочного улучшения условий для машин и нулевой конкурентоспособности общественного транспорта получился спровоцированный спрос – люди стали при первой возможности пересаживаться в личные автомобили и пополнять ряды пробок».

Про метро

«Неожиданно выяснилось, что люди не очень любят пробки и маршрутки. Сегодня жители весьма однозначно высказывают своё фи текущему состоянию города. В ответ на это чиновники включают известную пластинку «вот было бы у нас метро!...». Люди очень любят метро и верят в спасительную силу м-е-т-р-о, но не знают простые истины: это очень дорого и долго. Времени на спасение города нет уже сейчас, а денег нет и подавно. В любом городе метро нужно строить лишь в одном случае: когда предыдущие виды транспорта исчерпали свою возможность вывезти людей. Если у вас забитые маршрутки и пробки из «ПАЗиков», то это не повод зарывать миллиарды под землю. Даже в случае постройки нескольких станций, метро не вывезет людей из других районов и не спасёт от пробок, зато будет ежегодно сжирать бюджет города.

Городские власти не умеют и не хотят заниматься общественным транспортом, предпочитая вешать лапшу на уши жителям и играть в пиар на теме метро. Начать транспортную революцию и спасти город от пробок с помощью создания нормальной транспортной системы с политикой деавтомобилизации такие люди не смогут».

Елена Гончарова

фото – Аркадий Гершман

Читайте также