понедельник, 10 декабря
1

В Воронежском опорном вузе обсудили практику развития инклюзивного образования

Алина Скобцева 695
В Воронежском опорном вузе обсудили практику развития инклюзивного образования

Опытом с воронежскими коллегами поделились представители университета имени Баумана.

Как сделать высшее образование доступным для абитуриентов с ограниченными возможностями, а процесс обучения комфортным, обсудили на круглом столе в Воронежском опорном университете. В четверг, 22 ноября, дискуссия собрала в вузе преподавателей, сотрудников вузов и членов общественных организаций. Опытом создания комфортной образовательной среды поделились представители Московского государственного технического университета имени Баумана.

У столичного вуза опыт работы со студентами, имеющими ограниченные возможности, почти вековой. Уже 80 лет в вузе работают со слабослышащими и глухими студентами. Позже программы адаптировали для слабовидящих и учащихся, имеющих другие серьёзные проблемы со здоровьем. С 1994 года в университете работает Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ГУИМЦ). Наработанными практиками вуз делится с коллегами.

Проблема интеграции студентов с инвалидностью действительно актуальна. Сегодня их более 21 тысячи в 364 вузах страны, рассказал заместитель директора ГУИМЦ по методической работе Михаил Мозговой.

– Обсуждение проблем реализации инклюзивного образования важно не только в нашем университете, но и в регионе, и в целом в России. Символично, что наш круглый стол проходит одновременно с национальным чемпионатом по профессиональному мастерству «Абилимпикс». Я увидел там людей вовсе не с ограниченными возможностями, а, напротив, с безграничными возможностями. Это ребята, у которых огромная сила воли, желание учиться, работать и побеждать. Сегодня мы должны научиться создавать условиях для реализации их возможностей. Мы должны создать среду, в которой им будет комфортно находиться и учиться, – подчеркнул первый проректор ВГТУ Сергей Сафонов.

Михаил Мозговой рассказал, что «Бауманка» начинает адаптацию таких учащихся со школьной скамьи. Для абитуриентов проводят экскурсии по кафедрам и лабораториям вуза и организовывают олимпиады. Поступающим предлагают не только стандартные, но и адаптированные образовательные программы, которые за счет увеличения срока обучения позволяют студентам проще интегрироваться в образовательный процесс и студенческое сообщество. К адаптации таких студентов привлекают партнёров вуза, консалтинговые компании – на тренингах учащимся помогают развить навыки общения и самопрезентации.

О том, как Московский государственный технический университет организовал работу по помощи в трудоустройстве выпускников, рассказал специалист Ресурсного учебно-методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья МГТУ им. Н.Э.Баумана Александр Сорокин. По его словам, программу действий в вузе составили после серьёзных исследований – где хотят работать студенты, кто из работодателей готов их нанять, какие специальности наиболее востребованы и на развитие каких навыков учащихся нужно обратить внимание, чтобы сделать их более востребованными на рынке труда.

Об опыте Воронежского опорного университета по формированию доступной образовательной среды рассказала, доктор экономических наук, профессор ВГТУ Ольга Мещерякова. В вузе совершенствуется материально-техническая база и ведется постоянная работа по созданию комфортной среды для образовательного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья – их в ВГТУ на сегодняшний день насчитывается 91 человек. Причем, такая работа не ограничивается стенами вуза. Например, в ходе реализации опорным университетом проекта «Дорога к знаниям людей с ограниченными возможностями» были определены наиболее проблемные участки городской инфраструктуры, на которых у учащихся с ОВЗ возникают трудности по пути в вуз. На основании этой информации были выработаны конкретные предложения по совершенствованию таких участков и переданы руководству города.

Представитель МГТУ им.Н.Э.Баумана Михаил Мозговой отдельно подчеркнул, что студентов нужно учить так, чтобы они устраивались на работу не по квоте для инвалидов, а на открытом рынке труда. К слову, процент трудоустройства всех выпускников, включая и лиц с ОВЗ, у Воронежского опорного университета высокий: например, по итогам 2017 года он составил свыше 80%.