Зарубежные учёные съехались в Воронежскую область ради мёртвых деревьев
В регионе прошёл тематический международный курс.
Для обывателя – всего лишь валежник, а для учёных – целый мир растений, насекомых и грибов. В Воронеже студенты и научные сотрудники из России, Норвегии, Финляндии, Латвии и Литвы изучали мёртвые деревья.
Международный курс на эту тему проходил в четвёртый раз. Среди организаторов – Норвежский университет естественных наук, МГУ и Воронежский биосферный заповедник.
Мёртвые деревья, говорят учёные, крайне важны для экосистемы, они, по сути, формируют лесные почвы и содержат уникальные сообщества живых существ.
– Мёртвая древесина – это супер место обитания. Все пять царств живого мира – растения, животные, грибы, простейшие и бактерии – сконцентрированы в этом местообитании, в этих стволах. Там можно увидеть всё что угодно – фантастические малоизученные грибы, миксомицеты, очень сложные взаимоотношения между видами. Как исследовательский и учебный объект для студентов вузов – это прекрасная возможность объяснить всю сложность и хрупкость этих биологических систем, – прокомментировал доцент микологии Университета Хельсинки Дмитрий Щигель.
На территории региона европейские учёные провели несколько дней, изучая лес и слушая лекции. Раньше этот курс неизменно проходил в Скандинавии, где для ботаников, энтомологов и, специалистов по грибам и микологов остаётся всё меньше материала для исследования. Причина в масштабной лесозаготовке и стремительном освоении диких территорий человеком. Совсем другое дело – широколиственный лес в окрестностях Нововоронежа.
– Это очень захватывающе – получить возможность посетить такое место. Увидеть здешнюю природу, побывать в местном лесу, узнать много нового о различных организмах, живущих в мёртвой древесине. Познакомиться с другими учёными. Обмениваться с ними знаниями и опытом. Я думаю, это очень важно и крайне интересно... И ещё я тут встретила Lucanus cervus – большого древесного жука. Он удивительный! И, я считаю, довольно милый, – поделилась учёный-энтомолог Норвежского университета естественных наук Анне Свердруп-Тхюгесон.