«Урожай может остаться в полях». Из-за пандемии воронежские фермеры лишились рабочих
У них есть надежда на бывших односельчан, которые могут потерять работу в городе и вернуться на родину.
Неожиданную проблему воронежским аграриям принесли противоэпидемические мероприятия. Хозяйствам, особенно овощеводам, остро не хватает рабочих рук. Граница России на замке с 18 марта, и сезонные рабочие из республик СНГ, которые обычно приезжали в регион в апреле, не смогли прорваться через кордон.
Если в хозяйствах, специализирующихся на зерновых, обычно нанимают местных, то овощеводы и садоводы, использующие большое количество ручного труда, на сезон нанимают мигрантов. Почему воронежские фермеры уверены, что без иностранцев их ждут убытки? Подробности в материале «Вести Воронеж».
Мурат Бозорбоев бригадиром в Острогожском районе трудится пятый год. Зарабатывает тысячу рублей в день, во время уборки урожая получается больше. Ему повезло – успел приехать в феврале. Коллеги, с которыми трудился в прошлом году, прилететь в Россию не успели.
– Где-то 200 – 300 человек ждут, когда можно будет приехать. Если какая-то возможность будет, они приедут, – говорит бригадир садоводческой бригады Мурат Бозорбоев.
Острогожскому питомнику уже сейчас не хватает минимум ста работников – идёт обрезка деревьев, скоро нужно будет сажать землянику. Пока обходятся бригадой иностранцев, которые успели прибыть, плюс несколько десятков местных жителей. В июне, когда пойдёт клубника и вишня, нужно будет где-то привлечь ещё 500 человек. А в сентябре на сборе яблок – и все 700. Обычно на эту работу нанимали как раз мигрантов – на краткосрочные договоры и в большом количестве. Сейчас, рассказывают, рассматривают вариант привозить студентов. Но у тех сессия и лекции как раз во время сбора урожая.
– На сегодняшний день обеспеченность рабочей силой порядка 30%. Предвидится риск того, что и урожай может остаться в полях, убранный только на 30 – 40%. Мы привлекаем по мере возможностей и местное население, Острогожский район – он расположен на границе с Белгородской областью. А из Белгородской области мы привозим людей. И ещё с близлежащих регионов: Волгограда, Саратова, Брянска. Но полностью не удовлетворяем потребность в рабочих, – рассказывает руководитель хозяйства Евгений Гапоненко.
Казалось бы, всеобщая изоляция – отличный повод для перезагрузки отношений с местными жителями. Но время, когда можно было перестроиться, уверяют аграрии, упущено. Раньше иностранные работники были дешевле местных, сейчас в сёлах просто нет необходимого количества людей. Особенно на дефицит жалуются в хозяйствах под Воронежем – город высасывает молодые кадры. Александр Продан в сезон пробовал привлекать жителей района с биржи труда. Но их всё равно мало, плюс они не всегда выполняют нормативы сбора. Проще говоря, местные безработные не готовы работать.
– Перлёвка вроде не маленькое село, но дай Бог, чтобы тысяча человек было. Из них 80% – это пожилые люди. Всё, реально нет рабочих рук. Я сейчас думаю о том, как сделать так, чтобы минимизировать рабочую силу. По малине, по жимолости, по ягодным культурам – есть комбайновая уборка. Мы уже сажаем так, чтобы один механизатор и два оператора смогли собрать столько, сколько собирает сто человек, – рассказывает фермер Александр Продан.
Молодые жители районов, жалуются фермеры, стараются перебраться в город ещё во время учёбы – и обратно уже не возвращаются.
– С армии пришёл и переехал в Воронеж. И поэтому там работаю, – поделился с «Вести Воронеж» экспедитор Евгений Натальчук.
Слабая надежда у фермеров есть разве что на бывших односельчан, которые могут потерять работу в городе и вернуться на родину. Правда, работа для них найдётся, в первую очередь, сезонная. Впрочем, если самоизоляция продлится, такой вариант может подойти и фермерам и сидящим без работы сотрудникам сферы услуг.