Жара, вредители и грязный воздух. В Воронеже начали массово гибнуть тополя, ясени и каштаны
Местные жители заговорили о загадочной болезни.
Преждевременный листопад начался в Юго-Западном районе Воронежа. Там неожиданно стали засыхать десятки деревьев. Что это – опасная болезнь или же во всём виноват человеческий фактор? Корреспонденты «Вести Воронеж» выяснили причину, а также узнали, почему в Воронеже больше не сажают тополя, ясени и берёзы, а также, какие деревья придут им на смену.
Жители улицы Молодгвардейцев в Воронеже снова наблюдают загадочное явление. На календаре разгар лета, а у местной природы вполне осенний листопад. Местные клёны в прошлом году опали в августе. В нынешнем начали желтеть ещё на месяц раньше. Листья вполне здоровых деревьев буквально горят без огня.
При этом соседние вязы и тополя по-летнему зелены. Местные жители заговорили о загадочной болезни. Но специалисты спешат развеять миф. Похоже, что неудачно посаженные деревья просто не выносят городского лета.
– Во-первых, это повышенная температура, повышенная температура почвы, близость автотрассы. Плюс – сильная загазованность. И вдобавок многие деревья на этой улице в возрасте. Пора некоторые из них реконструировать, – говорит директор «Центра защиты леса Воронежской области» Владимир Сиволапов.
В «Центре защиты леса» гибель деревьев «расследуют» в том числе при помощи высокотехнологичного оборудования. Грибов-убийц и жуков-вредителей вычисляют по ДНК.
– Генетический анализатор считает наш образец порядка 24 часов. И после этого выдаёт нам нуклеотидную последовательность, с помощью которой мы можем определить заболевание, – рассказал начальник отдела мониторинга состояния лесных генетических ресурсов Елена Воробьёва.
На полках тут собраны трофеи – самые распространённые и опасные губители деревьев в нашем регионе. Попался даже, казалось бы, вполне мирный и всем знакомый гриб – опёнок.
Страдают и воронежские каштаны. От ещё одного изощрённого «киллера» – минирующей моли. Из-за этой бабочки во многих европейских городах каштаны перестали высаживать вовсе. Но, пожалуй, самый агрессивный воронежский вредитель последних лет – изумрудная узкотелая златка. За пару лет раскидистый ясень превращает в сухую палку. На жертве оставляет характерные «улики» – крошечные отверстия. Во многом из-за вредителей городские власти ясень больше в озеленении не используют. Также как капризный тополь и ещё одно важное для русской традиции дерево.
– В связи с тем, что уровень грунтовых вод у нас ушёл ниже положенной нормы в последние годы, берёза перестала вообще приживаться в городе. Даже высаживаем крупномеры, с комом земли, проводим работы по уходу. Вот она два года растёт, потом всё равно засыхает, – говорит и.о. руководителя управления экологии Воронежа Елена Уварова.
А вот рябинам, липам и катальпам нынешний климат Черноземья и городские условия вполне по душе. Похоже, именно эти деревья на ближайшие десятилетия станут преобладающими в воронежском пейзаже. Что же касается клёнов на улице Молодогвардейцев, то, по мнению специалистов, их ещё может спасти регулярный полив и удобрение.