«Там жить опасно». В Воронеже решили спасти разрушающийся дом-памятник на Депутатской
Но уезжать из сталинки в центре города хотят не все.
Фото: Вести Воронеж
В Воронеже попытаются спасти исторически ценный дом – многоэтажку на Депутатской. Там давно прогнили полы, износились трубы и обветшали балконы, и власти подыскивают инвестора для реконструкции сталинки. Почти уже бывшее общежитие нельзя снести, у него теперь есть охранный статус. И жить в нём тоже нельзя – опасно. Но пока там ещё остаются те, кого потенциальный переезд из центра на Машмет или в Шилово совсем не прельщает. Удастся ли властям договориться с жильцами и есть ли у здания шанс на новую жизнь, в сюжете «Вести Воронеж».
Новый дом, свежий ремонт и никаких проблем с коммуникациями. Дарья Шишлова год назад с мужем и двумя детьми переехала с Депутатской в новостройку на Ростовской. Из окна теперь вместо привычного двора – ковидный госпиталь. Говорит, когда предложили уехать из центра города, раздумывала недолго. На старом месте жить уже было просто небезопасно.
– То, что дом – памятник архитектуры, никак не радовало. Там всё уже такое старое, полы провалены. Да и это было общежитие, а тут квартира, – рассказала горожанка Дарья Шишлова.
Седьмой дом на Депутатской – часть архитектурного ансамбля постройки 30-х годов 20 века. Здание уцелело в войну, но постепенно капитулирует перед дождями и ветром – осыпается «больная» кладка, балконы в стиле ампир внушают ужас прохожим. Валентина Болотова прожила в доме-памятнике 60 лет и хорошо помнит времена, когда по здешним коридорам носились дети, а свадьбы праздновали всем подъездом. Сейчас внутри тихо. Три четверти комнат пустуют, остальные жильцы постепенно уезжают. Валентине Болотовой тоже предложили отдельную квартиру на Машмете. И получили отказ.
– Пять метров кухня и 8,5 или 10,5 метров комната. Две комнаты – 27 квадратов. А у меня сейчас жилой 29,2, а плачу за 44. Не знаю, кто строит по пять метров кухни. Говорю: я в собачью конуру не пойду, – заверила Валентина Болотова.
Расселять памятник архитектуры власти начали в 2019 году. А в этом году дом получил охранный статус. Официально 120 помещений из двух сотен уже принадлежат городу. В конце года запланирован очередной аукцион на покупку квартир для переселенцев. В мэрии уверены, всё уладят до весны. При этом, правда, признают, в доме остаются те, кто уезжать пока не намерен.
– У нас пока пять потенциальных судов. Они могут продлиться какое-то время и задержать в целом процесс расселения. Не физически, а чисто де-юре. Для оставшихся граждан мы планируем купить квартиры до конца 2020-го, и в начале следующего года физически уже расселить, – сообщил руководитель управления жилищных отношений Воронежа Олег Зацепин.
Если будущее жильцов уже кажется предопределено, то, что будет с самим домом-памятником – не ясно. Охранный статус исключает снос архитектурного ансамбля, но и как жилой объект он существовать больше не может. В мэрии уверены, здание наверняка приглянется крупному капиталу. Как только последние жильцы съедут, дому начнут подыскивать инвестора.
А вот спасти старинный хлебозавод в центре Воронежа, кажется, не удалось. Накануне ночью начался его снос.