Как в фильме-катастрофе. Экологи расследуют массовый замор рыбы в Воронежском заповеднике
Вероятных виновников ЧП уже установили.
Фото: Вести Воронеж
Вода почернела и пахнет канализацией. Такой сейчас в части Воронежского биосферного заповедника стала река Усманка. Рыбы в ней, похоже, в ближайшее время не будет. Массовый замор сначала обнаружили в охранной зоне в соседней Липецкой области. Сейчас множество погибших окуней, щук, плотвы находят и на плёсах в самом заповеднике. К расследованию причин уже подключились Росприроднадзор и Рыбоохрана. Подробности – в сюжете «Вести Воронеж».
Окуни здесь стоят в воде вертикально. Мёртвую рыбу вычерпывают садком и забирают на исследование. Тут, где Усманка совсем мелкая, уже месиво из её разнокалиберных обитателей и водных растений. Находят пару еще живых уклеек, похоже, остальные погибли недавно. А судя по этому хищнику – быстро. Он даже доесть не успел – в пасти жадного окуня сразу три хвоста.
Массовый замор рыбы сначала заметили жители липецкой Усмани, прямо за домами. Ещё до снега, в начале декабря. Кадры, кажется, с тысячами рыб, вмёрзших в толщу льда, как из фильма-катастрофы.
В заповеднике Усманка будто кипит – пузырится, потому что вся рыба дышит у поверхности. В воде ей явно не хватает кислорода. Подобное, говорят эксперты, случается весной, если лёд стоит всю зиму. О том, что причины этого замора не природные, говорит цвет Усманки – она, отмечают, почернела. Ещё дышится тут сейчас совсем не так, как обычно в нехоженом лесу.
Если сделать несколько лунок или подойти к промоине, ощущения от воздуха в заповеднике меняются. Кажется, ты уже не в зимнем лесу, а знойным летом в Венеции. Над Усманкой стоит запах канализации, или чего-то гниющего. И, если например, набрать воду в руку, то он сохраняется достаточно долго.
Совместные проверки тут ведут уже несколько ведомств. Своё расследование начала и Рыбоохрана. Вода, скорее всего, отравила и два исчезающих вида – украинскую миногу и подкаменщика. Оба – в Красной книге страны. Исследовав пробы из Усманки, загрязнение в заповеднике уже называют катастрофой.
– У нас был дважды отобран этот анализ – показатели превышены от 2 до 60 раз по всевозможной химии. Нитраты, нитриты, плюс нефтепродукты. Всё, что касается дальнейшей пищи для наших околоводных животных – норка, выдра и так далее. Птицы, которые питаются рыбой, те организмы, что размножаются с помощью воды – комары, стрекозы и так далее – все они, возможно, погибли, – сообщила начальник научного отдела Воронежского биосферного заповедника Наталья Ромашова.
Вероятных виновников ЧП Росприроднадзор уже установил. Это агрокомплекс «Овощи Черноземья» и липецкий водоканал – их сейчас проверяют. Руководитель последнего сообщил, что в Усмани модернизируют очистные сооружения. Пробы стоков, заверил, отбирают каждый месяц.
– За последние три года показатели химического анализа сточных вод практически не изменились. Так, к примеру, значение содержания нитратов в 2018 году составляло 18,7, в 2019 – 31,3 и в 2020 – 17,8. В связи с этим можно сделать вывод, что это не может быть причиной замора рыбы, – считает гендиректор «Липецкоблводоканала» Антон Симаков.
На предприятии не отрицают, что некоторые показатели всё же превышают норму. Заявляют, вред регулярно компенсируют деньгами. Ущерб здесь установленному виновнику обойдется дорого. По предварительным подсчётам заповедника, уже на начало зимы рыбы тут погибло на 100 млн рублей.