< >

Плохое образование и амбиции. Почему молодые воронежцы отказываются работать по профессии

В регионе острейшая нехватка молодых кадров.

Анна Авдеева Вести Воронеж 13887

Фото: Вести Воронеж

Воронежские предприятия объявили охоту за молодыми кадрами. Острый дефицит специалистов сейчас в перерабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе. Будущих специалистов разбирают со студенческой скамьи с обещаниями хороших зарплат и карьерного роста, но вакансии всё равно остаются. Власти же пытаются решить вечную проблему дефицита учителей и врачей. Куда уходят обладатели дипломов о высшем образовании и почему – выясняла корреспондент «Вести Воронеж».

Работать, говорят в крупных компаниях, некому. Хотя воронежские вузы ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов. Серьёзные проблемы наблюдают в сельском хозяйстве и перерабатывающий промышленности. Кадры здесь пытаются вырастить сами с помощью базовых университетских кафедр – их создают прямо на производствах, чтобы студенты понимали, с чем им придётся работать в дальнейшем.

– Подготовка специалистов под конкретный запрос предприятия – вот это сейчас важно. В условиях нашего производственного процесса тех студентов, которые обучаются, легче потом адаптировать непосредственно в производстве, – отметила главный технолог предприятия молочной промышленности Елена Мельникова.

Лучших студентов берут на работу уже на старших курсах. Чтобы остались – многим предлагают жильё. Так, крупные агрохолдинги строят дома для рабочих с возможностью льготного выкупа.

А в воронежском центре ракетного двигателестроения молодым специалистам помогают выплатить ипотеку или компенсируют стоимость аренды жилья. Будущих конструкторов и технологов «воспитывают» буквально со школьной скамьи, но их всё равно не хватает.

– Например, у нас есть подшефный класс – «Ракетный». Там мы проводим занятия и занимаемся первичной профориентацией. Это и центры технического творчества, и образовательные центры, например «Орион», который открылся у нас несколько лет назад, а также проведение профильных лагерных смен, тоже технических, – рассказал начальник отдела Воронежского центра ракетного двигателестроения Олег Горбатых.

В дефиците молодых кадров эксперты видят сразу несколько причин – техническое образование в нулевых перестало быть популярным, теоретические знания выпускников расходятся с практикой. Что касается села – работать там не хотят. И даже высокий доход и служебное жильё – не аргументы.

– Выпускники не хотят уезжать. Не все хотят уезжать из Воронежа. Поэтому иногда приходится их убеждать, что переезд не будет связан с каким-то там отсутствием карьерного роста, а наоборот, обеспечит этот карьерный рост в дальнейшем. Возможно, вы вернётесь и в Воронежскую область, и в столицу, но уже на более перспективном, высшем уровне, – пояснила начальник центра качества образования и трудоустройства выпускников ВГУИТ Лариса Лыгина.

В сферах образования и медицины проблему пытаются решить с помощью федеральных программ «Земский доктор» и «Земский учитель». Тем, кто согласится хотя бы пять лет отработать в районе, предлагают миллион рублей. Есть и региональная поддержка. Дополнительно правительство страны выделило 18 млрд на привлечение медиков в регионы – пандемия коронавируса ударила по этой и без того страдающей от дефицита кадров сферы. Но, например, в отдалённый райцентр типа Поворино, кажется, не заманишь ничем.

– Сейчас, заканчивая ординатуру, большинство специалистов хочет работать в Воронеже или поближе к Воронежу. У нас самый дальний район, к сожалению, и кадровый дефицит ощущается. Хотя мы выплачиваем и миллион, и подъёмные, и есть четыре квартиры в городе – пожалуйста, приходите, живите, работайте, – сказала главврач Поворинской РБ Светлана Овсянникова.

По данным специализированного портала HeadHunter, на рынке труда на молодых специалистов приходится 16% всех резюме. Аналитики говорят, выпускники вузов часто не идут работать по специальности, например, если разочаровались в профессии – ещё во время обучения или после, когда им не предложили хорошую зарплату. А ещё студентов пугает уровень конкуренции. Наименьшая она в сфере продаж – таких вакансий в Воронеже чуть ли не четверть.

– Продажи – сфера привлекательная, потому что там есть возможность зарабатывать больше. Если специалист развивается в этой сфере, если он успешен, то его уровень заработка относительного того, который он мог получать по специальности, может быть значительно выше, – пояснила ведущий менеджер макрорегина «Юг» компании HeadHunter Екатерина Каркоцкая.

Следом за продажами идут вакансии для административного и рабочего персонала. Там работу находят многие вчерашние выпускники. Ещё в топе – IT-сфера. Там, говорят, почти никакой конкуренции. К тому же, много кто готов этой специальности обучать. Так что, говорят эксперты, восстанавливать популярность профессий, где сейчас особый дефицит, придётся еще долго.

Читайте также