Воронежский художник восстановил в пасхальную ночь свой уничтоженный «Маятник Фуко»
Рисунок появился на подпорной стене рядом с площадью Детей.
Фото: Алексей Грин
Воронежский художник Ян Посадский восстановил свою работу «Маятник Фуко». Первый рисунок закрасили по требованию собственника здания, на стене которого появилось изображение. Второй нанесли на подпорную стену рядом с площадью Детей и Покровским храмом в пасхальную ночь на воскресенье, 2 мая.
Этому «Маятнику» ничего не угрожает, рассказали в администрации города.
– Муниципалитет не планирует ни самостоятельно закрашивать изображение, ни понуждать художника делать это, – отметили в мэрии.
А художник объяснил, почему выбрал для нового «Маятника» именно это место и это время.
– В связи с тем, что прошлая работа была уничтожена, появилась мысль её возродить, организовать, так сказать, «второе пришествие» на новом месте и с видом на Покровскую церковь, где демонстрировался маятник Фуко в Воронеже. Работу эту создали на Пасху неслучайно – именно в эту ночь в Исаакиевском соборе Петербурга, в созданном там антирелигиозном музее, в пасхальную ночь представили маятник Фуко. В этот же день происходит реинкарнация моей работы на новом месте, в этом есть некий символизм и более явный религиозный нарратив. Место это выбрали по трём причинам. Во-первые, позади стены находится Покровский храм, и они отлично накладываются друг на друга. Второе, это место пустует, просто полуразрушенная, никому не нужная стенка, бесхозное пространство, которое можно бесконфликтно занять объектом уличного искусства. И, третье, стенка квадратная, а в квадратную поверхность круглый объект вписывается лучше всего, – рассказал Ян Посадский.
Создавать новый «Маяник Фуко» ему помогали волонтёры, подписчики и участники курса по паблик-арту, семь-восемь человек. Нанесение рисунка на стену заняло несколько часов и закончилось около половины третьего ночи.
Первое стилизованное изображение маятника Фуко Ян Посадский нанёс на здание по улице Орджоникидзе, 6-8 14 апреля. Он назвал это «сакральным» символом, который объединяет в себе науку и религию. На рисунке – условная траектория движения маятника Фуко, наложенная поверх росписи купола Покровского храма. Работа выполнена в технике газетного растра – то есть изображение нанесено мелкими точками.
Художник напомнил, что маятник Фуко – эксперимент, наглядно демонстрирующий вращение Земли, который поставил в 1851 году французский физик Леон Фуко. Впервые опыт с маятником Фуко показали в апреле 1931 года в Исаакиевском соборе, в котором на тот момент был антирелигиозный музей. Ян Посадский рассказал, что подобный маятник был и под куполом воронежского Покровского храма, который в те годы тоже приспособили под антирелигиозный музей.
Однако собственник здания потребовал, чтобы художник закрасил свою работу. Посредником между владельцем дома и художником выступил муниципалитет. В группе мэрии в соцсети «ВКонтакте» запустили опрос о будущем рисунка с маятником Фуко – оставить его или уничтожить. Однако итогов голосования власти не дождались. Собственник здания настоял, чтобы художник уничтожил свою работу. Её закрасили 23 апреля. Стена дома стала такой же розовой, как и было до этого.