Воронеж лишился трети автобусов на маршрутах из-за массовых увольнений водителей
Ситуацию на рынке перевозок обострило летнее падение пассажиропотока.
Фото: Вести Воронеж
Воронеж столкнулся с серьёзной нехваткой водителей общественного транспорта. При том, что ежедневно на улицы города должны выходить около 1,2 тыс. автобусов, в действительно их на маршрутах не более 850, остальной транспорт простаивает в автопарках, рассказали «Вести Воронеж» источники на рынке пассажирских перевозок. Особенно дефицит кадров обостряется летом, во время сезонного падения пассажиропотока.
С учётом того, что на один автобус проходится 2,2 водителя, их на городских маршрутах не хватает несколько сотен.
– Одна из причин дефицита кадров на рынке пассажирских перевозок – закрытые границы. На строительных площадках Воронежа не хватает рабочей силы, и водители маршруток массово переходят туда. Ещё одна причина – недостаточный уровень зарплат водителей. Стоимость проезда не повышалась уже более двух лет, а увеличить заработки, увеличивая количество рабочих смен – невозможно. Сейчас водитель в среднем получает 50-60 тыс. рублей за 12-15 смен в месяц. Но на стройках сегодня платят больше, – рассказал председатель совета директоров компании «Автолайн» Дмитрий Крутских.
В мэрии с его оценкой ситуации согласились – общественному транспорту Воронежа действительно не хватает водителей. Большую роль в этом процессе играет сезонность, рассказали в городском управлении транспорта. Летом, когда в городе резко падает пассажиропоток, водители маршруток массово переходят на другую работу – идут на стройки, нанимаются дальнобойщиками. Играет роль и повышение требований к качеству пассажирских перевозок, соблюдать их готовы не все.
По оценке Дмитрия Крутских ситуация сегодня приблизительно одинаковая у всех перевозчиков города, у всех недовыпуск. При этом по маршрутам ситуация разнится, рассказали в управлении транспорта, особенно сложная она сегодня на маршрутах №13, 49М, 81, 104 и на многих социальных направлениях, где водителей трудно удержать из-за низких заработков. Такие неблагополучные маршруты легко отследить по количеству недовольных отзывов от горожан в соцсетях.
При этом мэрия не может влиять на экономику частных перевозчиков, вынуждая их поднимать зарплаты, снижать требования к качеству перевозок власти тоже не вправе – они прописаны законодательно.
Перевозчики считают, что ситуацию могли бы спасти брутто-контракты, когда мэрия, как организатор пассажирских перевозок, аккумулирует у себя все платежи пассажиров, а перевозчикам оплачивает оговорённую в контрактах работу – пройденные километры или выполненные рейсы, а вовсе не количество перевезённых пассажиров. Это должно устранить гонку за пассажирами и разницу для водителей между востребованными и социальными маршрутками. Правда, вероятнее всего, властям придётся дотировать перевозчиков. Но другой вариант – повышение стоимости проезда – совсем не понравится горожанам.
Пока же процесс перевозки пассажиров в городе начальник управления транспортного планирования «РосдорНИИ» Владимир Пащенко назвал свалкой. Институт разрабатывал для Воронежа новую маршрутную сеть и схему организации дорожного движения. Их реализация на практике, по оценке эксперта, пока далека от идеала.