< >

Гибрид метро и автобуса. Воронежцам рассказали, чего ждать от нового городского транспорта

Он появится в 2025 году.

Инна Доровская Вести Воронеж 16344

Фото: Вести Воронеж

Метробус появится в Воронеже к 2025 году. Проектировщики считают, что он спасёт город от давки в маршрутках, упорядочит движение на дорогах, сократит время в пути и станет той самой, давно обещанной властями достойной альтернативой личному автомобилю. Что это за гибрид такой метро и автобуса, на что он похож и чего от него ждать – в материале «Вести Воронеж».

От ВГУ до аэропорта по Плехановской и Московскому проспекту быстро и без пробок. Это – будущее, которое обещают Воронежу. Скорость – основной плюс так называемых метробусов, линии которых теперь хотят создать в городе. 

– Большая скорость достигается за счёт того, что обычный автобус даже двигаясь по выделенной полосе в правых рядах, испытывает много препятствий, – объяснил Владимир Пащенко, начальник управления транспортного регулирования «РосдорНИИ».

И это – даже при наличии выделенки. А вот метробус точно поможет навести порядок, считают эксперты. По сути, это – обычный безрельсовый транспорт на колёсах. Электробусы, троллейбусы, автобусы – ездить может что угодно, главное – в организации движения. 

А построено это примерно так: для общественного транспорта и его пассажиров выделяется середина дороги. Роль разделительной полосы играет посадочная платформа. По бокам от неё – «выделенки», по которым и ездит метробус. Дальше – барьерное ограждение, чтоб автомобилисты даже при большом желании не могли выехать на автобусную полосу. Для них самих обычно выделяется две-три полосы.

Отдельная полоса и большее расстояние между остановками и дают скорость. Так, например, работает метробус в Стамбуле. Его маршруты проходят по центру оживлённых улиц и магистралей. По сути, инфраструктура для них была создана с нуля. При входе на остановки – турникеты, то есть водителю не надо тратить время на сбор денег с пассажиров. 

Так, стамбульский метробус проложен по второму контуру улицы. Это внутригородские шоссе, которые изолированы от домов и тротуаров. Поэтому здесь нужно подниматься и спускаться, чтобы попасть на автобус. 

Родиной такого транспорта считается Бразилия. Первая ветка метробуса появилась в городе Куритиба в 70-х годах прошлого века. Население тогда резко выросло, проблему перевозки нужно было решать кардинально, но на метро денег не было. Придумали, что смогли – запустили автобусы по выделенным полосам. С тех пор отдельные элементы модернизировали.

Но такой вариант – технологический прорыв. В большинстве городов – а метробус есть больше чем в 150 – всё проще, там пользуются обычными остановками в середине дороги. Ходят метробусы, например, и в городе Хайфа в Израиле. Там такую систему назвали Метронитом.

А в Воронеже ещё на этапе идеи заговорили о повышении стоимости проезда. Об этом будут просить проектировщики – но это, уверяют, никак не связано с самими метробусами.

– Предложения по стоимости проезда готовятся как отдельная задача. В целом сейчас на воронежском транспорте экстремально низкий тариф, который даже без мероприятий по совершенствованию общественного транспорта не способен поддерживать работу транспортной системы и должен быть пересмотрен, – ответили специалисты «РосдорНИИ».

В соседнем Белгороде появление системы безрельсового транспорта на стоимость проезда не повлияло. Но и метробусом это там пока называют, наверно, только эксперты. Сами жители и местные СМИ предпочитают другое определение – «выделенная полоса». По тем же маршрутам автобусы и троллейбусы теперь просто ездят в середине дороги. И остановки перенесли – теперь они разделяют выделенку и полосы для автолюбителей.

В Воронеже будет примерно так же – выделенка посредине дороги, там же остановка. Новые маршруты создавать вряд ли будут – полосой сможет пользоваться весь существующий общественный транспорт. При этом количество автобусов должно сократиться – но не за счёт комфорта пассажиров, а за счёт увеличения класса подвижного состава – то есть, например, на смену «Газелям» могут прийти ЛИАЗы или даже так называемые «гармошки».

– Это действительно единственный реальный вариант построить какой-то магистральный транспорт. Но надо понимать, что это большие финансовые затраты. Кроме того, потребуется снова перестраивать маршрутную сеть. Проект масштабный, дорогой, на мой взгляд необходимый, – прокомментировал активист Виталий Иванищев.

Кроме того, часть маршрутов предложат перевести на троллейбусы с увеличенным автономным ходом – такие могут временно обходиться без электричества. То есть, вполне возможно, придётся обновлять и соответствующий автопарк, и контактные сети. Правда, неизвестно – решатся ли на такие траты областные власти. Они пока ждут проекта «РосдорНИИ» – специалисты представят его в декабре.

Читайте также