< >

«Обстрелы идут постоянно». Приехавшие в Воронеж беженцы рассказали о ситуации на родине

Люди максимально измотаны.

Евгения Соседко Вести Воронеж 8432

Фото: Вести Воронеж

В Воронеж прибыл четвёртый поезд с беженцами. Он доставил в область еще 936 человек. Жители ДНР и ЛНР едут к нам с воскресения. Ранее власти региона заявили о готовности принять в общей сложности 4,5 тысячи эвакуированных. Сейчас говорят, если потребуется, готовить будут и дополнительные места – но точно не задействуют школы и детские сады. По рассказам самих беженцев, у большинства почти не было времени на сборы. Люди буквально спасались, забыв даже зубные щётки. Как размещали первых прибывших, и что они рассказывают о ситуации на родине – в материале «Вести Воронеж».

Этот поезд, словно в туристический сезон, длинный. И пассажиры также приветливо машут в окна. Но в вагонах ощущается усталость и напряжение. Сотрудники МЧС переписывают всех беженцев. 

Некоторые взяли с собой домашних животных. Вариант, уехать без 11-летнего метиса по кличке Бархан, семья Кононовых даже не рассматривала. Раньше, говорят, жили в частном доме под Горловкой. Но обстановка заставила сначала перебраться в сам город, теперь и вовсе – бежать. 

– И в огород к нам попадало, и дом побит осколками. Крыша пробита, сейчас всё протекает в дом. Обстрелы идут постоянно со стороны Украины. Хотелось бы вернуться на родину. Мы бы уже давно уехали. Мы хотим там жить, я родилась в Горловке. Это моя земля!

Чтобы не ждали на платформе, по очереди беженцев из каждого вагона сразу пересаживают в автобусы. Люди измотаны, многим даже сойти с поезда трудно. С этим, как и с багажом, помогают.

Алекса Адаменко в эвакуации второй раз, теперь уже с двумя детьми. Сейчас переживает за мужа и отца, оставшихся в ДНР. Ещё, рассказывает, мама бросать хозяйство отказалась. В их посёлке сейчас, правда, обстрелы, только слышны. Но пятилетней дочери и  восьмилетнему сыну причины отъезда, уверяет, объяснять не пришлось. Всё их детство, будто на войне.

– Дети уже знают – если на улице стреляют, выходить нельзя. Если мы дома, значит, надо прятаться за ванну или лежать подальше от окон. Там они могут сидеть часами. Очень жалко людей, которые живут в прифронтовых зонах – они из подвалов практически восемь лет не выходят, – рассказала Алекса Адаменко.

Одни пассажиры прячут лица от камеры, заявляют – опасаются мести. Другие рассказывают, как в Таганроге их напугал салют. Самых маленьких к автобусам провожают психологи МЧС. Помощь таких специалистов организуют и в каждом пункте временного размещения.

– В дальнейшем мы в соответствии с договором с воронежским госуниверситетом направим психологов во все пункты размещения для осмотра и проведения обследования, – рассказал начальник главного управления МЧС России по Воронежской области Александр Кошель.

Беженцев в регионе размещают в 42 пунктах. Это детские лагеря, санатории, гостиницы. Автобусы, помимо самого Воронежа, разъезжаются в Лиски, Бобров, Новую Усмань, Рамонь. Чтобы максимально упросить все формальности, в области введен режим ЧС.

Первые беженцы, прибывшие в Воронеж на поезде из Таганрога, в пути больше суток. Поэтому после заселения людей торопятся накормить. Дальше по комнатам пойдут медики. Они будут измерять температуру, спрашивать о самочувствии. Тех, у кого выявят симптомы простуды, при необходимости готовы изолировать. При медкабинете здесь есть оборудованное помещение.

В качестве позднего завтрака – молочная каша, бутерброды, чай. Постояльцев здесь обеспечат трёхразовым питанием. Два отапливаемых лагеря в Воронеже расконсервировали за сутки. Так, «Голубой экран» беженцев принимал и в прошлый раз. Отличия сейчас – повсюду рециркуляторы и санитайзеры. Ещё экспресс-тесты на ковид обязательны. В пунктах круглосуточно дежурят волонтёры, смогут помогать в бытовых вопросах. Свое неравнодушие уже проявили и обычные воронежцы.

– Предлагают горожане какую-то помощь по одежде, какую-то помощь уже по тому, как создать уют – какие-то шторы может повесить, покрывала на кровати. Мы такое же переживали в 2014 году, и наши горожане очень откликнулись, – рассказала заместитель главы Воронежа по социальной политике Надежда Савицкая.

Как постояльцы обживаются в санатории имени Горького, посмотрели глава региона Александр Гусев и депутат госдумы Евгений Ревенко. Губернатор призвал носить маски и заверил, нужную медпомощь беженцы получат без полисов. Детей не оставят без учёбы. Те, у кого школа рядом, пойдут на уроки, в лагерях будет дистанционка – ноутбуки и всё нужное уже завозят. Скорректировать программу помогут педагоги из числа беженцев. Президентские выплаты в десять тысяч рублей получат в течение пары дней.

– Будут идти зачисления на банковские карты, которые сейчас оформляются для каждого прибывшего человека. Мы со своей стороны подумаем о поддержке из регионального бюджета. У нас есть возможность выплачивать наличные, – рассказал глава региона Александр Гусев.

– Мы все очень надеемся и рассчитываем на то, что беженцы в скором времени смогут вернуться в свои дома. У людей горе, и, конечно, мы должны сделать всё возможное, чтобы смягчить этот удар под которым оказались люди, чтобы они смогли переждать самое опасное время, – рассказал депутат Государственной Думы РФ Евгений Ревенко.

Воронеж многие из них пока видели лишь из окон автобусов. Отмечают красоту города и водохранилища. За два дня регион встретил уже четыре состава с беженцами. В общей сложности – 3 тысячи 300 человек. Примерно половина – дети, это, в том числе, и воспитанники интернатов. Были и те, кто в пункты не поехал – около ста беженцев остановились у родственников и друзей.  

Читайте также