< >

Помощник или дорогая игрушка? Решит ли проблемы Воронежа умная транспортная система

Начать её внедрение планируется уже в 2022 году.

Елена Гончарова Вести Воронеж 2331

Фото: Вести Воронеж

Освободит дороги от пробок и снизит аварийность. 450 млн рублей заплатит регион за внедрение в Воронеже и пригородных районах интеллектуальной транспортной системы. И это только на первом этапе. Эксперты утверждают, что миллионнику без такого помощника не обойтись. Но решит ли умная система дорожные проблемы или станет просто дорогой игрушкой?

Внедрять интеллектуальные транспортные системы в мире начали в 90-х годах прошлого века, в России – в начале этого. Самая продвинутая – конечно, в Москве. За несколько лет она сократила на четверть время поездки в общественном транспорте, а аварийность снизила на 20%. И теперь федеральные власти активно распространяют этот опыт в регионах.

Сегодня ИТС работают в десятке регионов, в том числе и у наших соседей в Белгороде и Орле. В прошлом году федеральные средства на их создание получили 24 региона, через восемь лет таких областей будет 66. В Воронеже и шести пригородных районах, интеллектуальную транспортную систему будут настраивать с 22 по 24 годы.

Итак, что такое интеллектуальная транспортная система? Это комплекс, объединяющий камеры фото и видеофиксации, метеостанции, датчики мониторинга дорожного полотна, детекторы транспортного потока, светофоры и мощные компьютеры, которые всем этим управляют. Система видит город сотнями глаз и может переключить светофоры на загруженных улицах, направить коммунальщиков туда, где на дорогах появилась наледь, а дополнительные автобусы – на заполненные остановки. Смотрит такая система и в будущее. Например, подскажет, где нужно построить развязку, а где такое строительство – деньги на ветер.

Но, как всегда, есть нюансы. Чтобы ИТС действительно разгрузила город, с ней нужно уметь работать, а с этим, и тут эксперты сходятся, могут возникнуть проблемы.

– Важно не только закупить и запустить, важно поддерживать. Чаще всего на уровне города таких компетенций нет. А те, кому передается это в управление, банально не умеют это все поддерживать с точки зрения технических наладок, и через три года после внедрения этой ИТС у вас пробок еще больше, чем было. В итоге выясняется, что умные технологии, которые оказываются в руках глупых людей, делают только хуже для города, – считает урбанист Аркадий Гершман.

При этом, уверен он, должно быть чёткое понимание краткосрочных и долгосрочных планов. Какие именно цели ставят перед собой воронежские власти, неизвестно. Ответы – самые расплывчатые.

«Благодаря скоординированной работе всех подсистем ИТС, круглосуточному мониторингу улично-дорожной сети, и оперативному реагированию на возникающие ситуации, уменьшается аварийность на дороге, сокращается количество заторов, и время, проведенное в этих заторах, что благоприятно скажется на всех участниках дорожного движения», – сообщили в департаменте дорожной деятельности Воронежской области.

В Воронеже, кстати, опыт работы с умной техникой не самый успешный. В 2018 году на Московском проспекте поставили умные японские светофоры и ждали от них чуда, но сделали это по-русски – повесили на ржавые опоры, закончилось все уголовным делом. Сейчас японские светофоры, несмотря на современную начинку, работают как и все остальные.

– Умные светофоры переключаются в соответствии с устойчивыми интервалами, не динамическими. Систему не получилось доотладить, просто потому что проблема всё та же, нечего перераспределять. Локальная система умных светофоров работает там, где есть возможность перераспределить трафик, то есть отнять время у периферийных улиц и отдать его главной улице. Если дорожная сеть перегружена целиком, то система должна быть комплексной, – объясняет сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков

Система в Воронеже немного облегчит жизнь автомобилистов, считает эксперт РосдорНИИ Владимир Пащенко. А вот общественный транспорт изменения коснутся в последнюю очередь.

– Насколько мне известно про проект воронежской ИТС, она в первую очередь направлена на автоматизированную систему управления дорожного движения, то есть управление светофорными объектами с целью повышения пропускной способности. Пассажирского транспорта она касается в меньшей степени, по крайней мере, на данном этапе, – рассказал начальник управления транспортного планирования РосдорНИИ Владимир Пащенко.

Работа с общественным транспортом в городе вообще часто застревает на половине пути. Пример – выделенные полосы. Да, по мостам маршрутки мчатся, а вот в центре по выделенкам – едва ползут. Автомобилисты используют их как парковки, а объезжающие их водители маршруток пачками получают штрафы и работать так не хотят.

К тому же у частных перевозчиков автопарк стремительно стареет. Поможет ли тут умная транспортная система – большой вопрос. Компенсирует ли умное управление общественным транспортом его ветхость – тоже непонятно.

– Если мы посмотрим сайты продаж автомобильной техники, то увидим, что все частные перевозчики, присутствующие на рынке города Воронежа, продают автобусы более-менее новые, взятые год-два назад. И взамен сегодня стали появляться более старые автобусы из других регионов, где была более-менее качество проведена реформа пассажирского транспорта, – рассказал председатель совета директоров транспортной компании Дмитрий Крутских.

Поставить под вопрос реализацию проекта в Воронеже могут и санкции – компонентов для умных транспортных систем на рынке стало меньше, стоят они дороже.

– На текущий момент основными проблемами становится влияние санкций. Ограничения в экономике затронули сферу ИТС, привели к нехватке компонентов и удорожанию продукции. Очень важно на текущий момент восстановить производство элементной базы на отечественных заводах, чтобы нехватка оборудования в будущем не повлияла на реализацию проектов, – говорит исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков.

Так что пока про умную транспортную систему в Воронеже точно можно сказать только одно – она будет очень дорогой. Счёт пойдет на миллиарды.

Читайте также