< >

Достопримечательности есть, инфраструктуры нет. Станет ли Воронеж туристическим центром

В 2021-м столицу Черноземья посетили 2 млн человек.

Елена Гончарова Вести Воронеж 2701

Фото: предоставлено департаментом предпринимательства и торговли Воронежской области

Система комплексных экскурсионных маршрутов может появиться в Воронеже. Связать воедино планируется уже благоустроенные общественные пространства и памятники в центре города с теми территориями, которые пока только ждут обновления. Так и горожанам, и туристам будет удобнее и интереснее, считают авторы инициативы. На туристическую привлекательность Воронеж, кстати, не жалуется. В 2021 году его посетили 2 млн человек. И освоен этот рынок пока только на 5-10%, считают эксперты. Как и чем Воронежская область привлекают туристов, а чем может отпугнуть? Разберёмся.

Ковидные ограничения и программа кэшбека на внутренний туризм сыграли на руку российским регионам – интерес к ним вырос так, как и не ждали. В 2021 году, по сравнению с доковидным 2019-м, траты на заграничный отдых упали почти на 80%, а вот расходы на внутренний – выросли почти до 4 трлн рублей. И на туристической карте страны кроме привычных Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи появились новые направления. В их числе и Воронежская область.

В последний год перед пандемией Воронежскую область посетили 1,1 млн туристов, в 2021-м – уже 2 млн. И оставили они тут 17,5 млрд рублей. По итогам 20 и 21 годов в Национальном туристическом рейтинге Воронежская область занимала 29 место из 85. А Воронеж вошёл в 2022 году в топ самых популярных направлений для отдыха в майские праздники. В чем секрет? В одной из самых больших магистралей в стране. Пока закрыты аэропорты, трасса «Дон» сама приводит к нам туристов.

– Сейчас становится всё более модным автомобильный туризм, и мы привлекаем поток с трассы М4 и других более мелких, но очень важных. Мы убрали лишнюю коммерческую рекламу и окутали трассу рекламой Воронежской области, достопримечательностей, некоторыми смыслами региона. И это работает, – рассказал начальник отдела развития туризма Воронежской области Александр Кукин.

Вдоль всей трассы «Дон» развесили щиты с призывами «По пути к морю не пропусти Воронеж». Приезжавшие по приглашению властей в регион туроператоры и блогеры рассказывают о воронежских красотах клиентам и читателям. И если раньше в Воронеже по пути на море останавливались на день, то теперь – на два или даже три.

– Есть люди, которые специально приезжают в Воронеж, чтобы его осмотреть. Это те люди, которые были в Питере, Казани, ездили по Золотому кольцу, объездили все черноморское побережье. И они после этого едут в Воронеж, это профессиональные туристы по России. Воронеж стоит не в первой тройке популярных направлений для туристов из других регионов, но почти все говорят, что приятно удивлены городом, – рассказал организатор экскурсий Виталий Иванищев.

Итак, что хотят увидеть туристы в Воронеже? В первую очередь, Адмиралтейскую площадь и Гото Предестинацию. Потом спрашивают про Котёнка с улицы Лизюкова. После этого идут прогуляться по проспекту Революции, называют его маленькой копией Невского проспекта. Многие интересуются Ротондой, и неудивительно. Это один из двух на всю страну памятников-руин. И замыкает пятёрку океанариум. Новый и мощный центр притяжения – Центральный рынок с его деликатесами. Любят гости и посидеть на жлобском стуле.

Чтобы привлекать туристов, в регионе наращивают рекреационные мощности. Например, в туристический кластер под Воронежем вложат 20 млрд инвестиций. Но иногда туристов очаровывает то, что воронежским властям не стоит ни рубля.

– Если для нас есть привычные вещи, к которым мы уже привыкли и не ценим, то Москва, Питер в восторге от воронежских подсолнухов. Потому что у них нет таких полей. И фотосессии с воронежскими подсолнухами разлетаются по соцсетям. У нас есть туристы, которые, приехав в Воронеж, в первый раз увидели чернозём и поняли, что это такое, попав, например, в Дивногорье под дождь. И для них это тоже восторг, – рассказала директор туристско-информационного центра Воронежа Екатерина Шрамко.

Но немало и проблем. До такой интересной туристам Адмиралтейской площади – не добраться. А туалет там работает несколько раз в году. А в остальных туристических местах их просто нет. Как нет и парковок для туристических автобусов. В Ломах не позвонишь по телефону, в Костёнках – не попить чаю, да и доехать туда непросто. А в Червленый яр, расположенный в самом Воронеже, не ходит общественный транспорт.

Но главное туристическое разочарование 2022 года, говорят экскурсоводы, – отсутствие Бима у Кукольного театра. Для многих туристов это был обязательный пункт программы. Убрали памятник в конце апреля и не вернули до сих пор. Прошло четыре месяца – на месте, где сидел пёс, теперь песок и битая плитка.

Есть проблемы и с навигацией по городу. Указатели не дают информации ни о ценности памятников, ни о расстоянии до них. А вот таблички с QR-кодами на исторических зданиях вообще бесполезны – они больше не работают.

Поправить дело обещают в департаменте культуры. Когда-нибудь. А в департаменте предпринимательства – поднять на новый уровень местечковые районные фестивали арбузов и праздники огурцов. Гастрофестивали – это новая высота, которые воронежские власти намерены взять. А ещё – завоевать статус российской столицы Старого нового года. Получится ли – увидим уже скоро.

Читайте также