Ни прибыли, ни комфорта. Как изменился рынок такси в Воронеже с введением нового закона
Пока пассажиры заметили только взлетевшие цены на поездки.
Фото: Вести Воронеж
Вот такая – новенькая и чистая, с опознавательными знаками, фонарём такси и отдохнувшим вежливым водителем машина теперь должна приезжать к вам на заказ. А вот вспомните, было ли у вас такое хотя бы раз за последние две недели?
Новый закон о такси вступил в силу с 1 сентября, но вот серьёзных перемен, кроме как выросших цен, пассажиры пока не видят. С этим согласны даже депутаты, которые этот самый закон и приняли. Говорят, его уже надо менять. Почему правила для перевозчиков не работают и что ждёт пассажиров – разбиралась корреспондент «Вести Воронеж».
Владимир Вакуленко – многодетный отец и военный пенсионер, возит пассажиров на личном авто. Работа в такси, признаётся, приносит удовольствие. И новый закон его не испортил. Владимир оформил лицензию, специальную страховку почти за 40 тысяч, платит налоги как самозанятый и комиссию агрегатору. Но всё равно по всем новым правилам работать не может.
– Ни медицинских осмотров, ни техосмотров машины. Это всё должен контролировать транспортный комитет и ГИБДД. У нас же в городе даже пунктов нет медицинских, где будут осматривать водителей, – рассказал водитель такси Владимир Вакуленко.
Исправная машина, отдохнувший водитель с официальной лицензией, который довезёт с комфортом и максимально безопасно. Таким согласно нового закона теперь должно быть такси. И самое главное – пассажиры во время поездки застрахованы.
– Если будет полис страхования пассажиров, а сейчас мы его не проверяем, некоторые его делают, некоторые вообще без полиса ездят, то теперь это будет обязательным, – объяснил начальник отдела департамента промышленности и транспорта Воронежской области Максим Филатов.
По данным на август в Воронежской области выдано всего 1700 разрешений на работу в такси. Данных о том, сколько жителей региона по факту заняты в сфере перевозок, нет. И выходить из тени они не торопятся. В МФЦ, где оформляют необходимые документы, пока тишина. Хотя список тех, кто может сесть за руль такси, с осени стал шире.
– Теперь разрешение могут оформить также самозанятые, для этого необходимо предоставить справку о наличии или отсутствие судимости, это новое да по этой услуге, и один из новых документов, это договор со службой заказа такси, – рассказала руководитель Смарт-МФЦ №1 Воронежа Наталья Журавлёва.
Агрегаторы – службы, которые получают заказы и распределяют их между водителями, похоже, не восторге от нового закона. В случае ДТП они, например, должны нести ответственность вместе с перевозчиками, а если отдадут заказ водителю без лицензии, могут нарваться на серьёзный штраф. Но и терять прибыль агрегаторы не хотят – один из них уже заявил, что нашёл лазейку в законе.
В Воронеже работает всего два агрегатора. И один уже нашёл способ обойти требования нового закона. Суть уловки проста: в приложении вам предложат новый тариф – «легковые», выбирая его, вы как бы заключаете договор, арендуете машину, водителя и едете, куда вам нужно. Если вы выберете тариф «такси», то там уже приедет машина с лицензией, и поездка обойдется в разы дороже.
«Аренда автомобиля с экипажем» – отдельная услуга, никак не связанная с такси. В Госдуме уже заявили, в новый закон надо вносить поправки.
– Самый простой и действенный вариант, на мой взгляд, – изменить само толкование термина «услуги такси», сделать его более глубоким и объёмным, чтобы сопутствующая деятельность – та же аренда автомобиля с экипажем – тоже в него входила. И тогда подобные действия агрегаторов автоматически станут незаконными и будут вести за собой надлежащее наказание, – прокомментировал Парламентской газете глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
Однако поменять всё сразу не получится. По признанию самих же депутатов, для этого придётся вносить вносить поправки в Гражданский кодекс. Так что пока подавляющее большинство воронежских перевозчиков, видимо, будет работать по-старому. Ничего, кроме подросших с первого сентября цен, по сути, не изменилось и для пассажиров. Кстати, Владимир Вакуленко, официальный таксист, особого роста прибыли пока не ощутил.
Ранее в Воронежстате рассказали, на сколько выросли цены на такси в Воронежской области. Сейчас в среднем 1 км пути стоит 22 рубля.