Книги иноагентов и памятники. Что изменилось в Никитинской библиотеке в Воронеже за 160 лет
Работники продолжают увеличивать книжный фонд.
Фото: Вести Воронеж
Универсальная научная библиотека имени Никитина, или проще говоря, Никитинка отпраздновала своё 160-летие. Торжества здесь прошли накануне. Сейчас это не просто библиотека, а ещё культурный, образовательный и научный центр, координирующий все такие учреждения региона. О том, как работает недавно открытый тут центр консервации и реставрации, что чаще всего читают жители региона, и в каких случаях Никитинка списывает книги, в интервью «Вести Воронеж» рассказала исполняющая обязанности директора библиотеки Лариса Символокова.
Никитинская библиотека – одна из старейших в России. В стране не так много фондов, которые ведут счёт с середины 19 века Официальный день рождения Никитинки – 14 февраля 1864 года. Именно тогда воронежская интеллигенция собралась и решила, что городу необходима библиотека.
А недавно произошло другое крупное событие – открытие центра консервации и реставрации книг. Сейчас в нём трудятся больше 130 человек – в штате есть даже химик-биолог, который узнаёт, не заражены ли книги бактериями. Лариса Символокова говорит, что для комфортной работы у центра есть всё, кроме опыта. Его активно нарабатывают, чтобы в будущем сотрудники могли приниматься за более крупные проекты – книг-памятников. Пока план центра – это 90 отреставрированных документов в год.
В 2023 году Никитинскую библиотеку посетили 300 тыс. человек очно и столько же онлайн. Примерный портрет гостя: молодой человек до 30 лет, чаще студент. Библиотеки по всей области стараются сделать себя привлекательнее для молодых людей. Но, говорит Лариса Символокова, Никитинка открыта для всех категорий граждан и обрабатывает любые запросы от них.
– Например, в музыкально-нотный отдел приходит много учеников творческих направлений вузов и школ. Есть и просто любители, которые берут документы на дом. Приходят и фанаты современной музыки, литературу по которой тоже выпускают, и она поступает в библиотеку, – рассказала и. о. директора.
Не обходится Никитинка и без списания книг – ресурс вместимости у первого здания был исчерпан ещё в 80-х годах прошлого столетия. Но есть и то, что убирать из фонда нельзя, например, книги-памятники. Спрос на книги никак не влияет на то, будут они списаны или нет. Примерно так же дело обстоит и с творчеством авторов-иноагентов. Если их книга не признана запрещённой, то её не списывают.