Наследил – поучаствовал в «переписи». В воронежском заповеднике пересчитали животных
Инспекторы обошли территорию вдоль и поперёк за два дня.
Фото: Вести Воронеж
Наследил – значит, поучаствовал в «переписи». Инспекторы воронежского биосферного заповедника за два дня прошли его вдоль и поперёк. Считали местных жильцов – косуль, лосей, кабанов, оленей, лис и даже ласок, куниц, белок. Журналист «Вести Воронеж» приобщилась к переписи и теперь знает, кто чаще переходит дорожки переписчикам, а кто решил в статистику не попадать.
Даты зимней переписи жителей биосферного заповедника выбирает погода. Чтобы копытные, псовые, грызуны попали в статистику, нужен свежий снег. А после – пара дней без осадков. В первый на маршруте один инспектор фиксирует следы, другой тут же их затирает. Во второй – смотрят, сколько лоси, олени, волки, лисы натоптали заново.
– Вот косуля прошла, а вот – след кабана. След припорошенный уже, но это крупный кабан. Вот он пяточек опускал, хотел покопаться, но, видать, наст тугой. Не пробил, – рассказывает госинспектор воронежского биосферного заповедника Валерий Корнев.
Снег рыл в поисках желудей, не нашёл, похоже, загрустил и побрёл прочь один. Кабан был килограммов 150. Потом на просеке топтались штук 13 «коз», так инспекторы называют косуль. Про лосей знатокам следы чётко скажут, самка или самец гуляли здесь. Для учёта, правда, всё это не важно, нужны сухие цифры.
Считаться в этом году животные заповедника явно хотят не очень – всё из-за снега. Осложняет он и работу самих переписчиков. Передвигаться даже на лыжах по таким «холмам», переметам, проблематично. Чаще всего, говорят, во время этого учёта встречались следы косуль. Отдельно фиксируют и отпечатки лап бродячих собак. Каких зверей тут больше, видно сразу. Нам за час в лесу показались пять косуль. На подкормочной площадке и вовсе удалось застать стадо. Если люди в авто, подходить к просеке копытные не так боятся. У одного даже удается рожки рассмотреть. Встретить красавца с ветвистыми, уверяют, чудо. Самцы оленей осторожны, людей чуют издалека. Так что истории, когда кто-то из жильцов заповедника лично участвует в переписи, всё же редкость.
– Стоим на маршруте, записываю зайца и мне напарник говорит: «а вон заяц, которого ты записываешь!» И он побежал! А в конце маршрута мы тоже 10 голов оленей встретили, – рассказал госинспектор воронежского биосферного заповедника Александр Любенко.
Этой зимой в заповеднике маршруты животных и переписчиков пересекались реже. Хотя инспекторы суммарно прошли 122 км. Звери просто наследили меньше. В прошлом году активничать им ничего не мешало. Снег был неглубокий, под копытами не ломался наст. Учёт тогда состоялся в начале весны. Отметились свыше 500 косуль, сотни полторы оленей, 116 лосей. А кое-кто вообще – наскакал на рекорд.
– По прошлому году мы увидели, что увеличивается количество косуль. Количество оленей, лосей примерно стабильно. И в связи с тем, что у белок начался гон, у нас получился рекордный результат по белке – почти 5 тысяч. Скорее всего, результат по копытным будет меньше, чем в прошлом году, это из-за влияния снежного покрова, – рассказал старший научный сотрудник воронежского биосферного заповедника Александр Мишин.
Данные по ним скорректируют с учётом личных встреч и материалов фотоловушек. Как раз за копытных, а именно оленей, в заповеднике переживают особо. Десятилетие назад таких тут было около полусотни, сейчас втрое больше, и цифра растёт. Сколько теперь их стад здесь, добавилось ли волков, и случился ли у белок антирекорд, узнаем в апреле – по следам этого учёта.