Любовь и оружие. Как винтовка помогла воронежскому инженеру обрести семью
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
175 лет в апреле этого года исполняется известному оружейнику, создателю знаменитой трехлинейки Сергею Мосину. Он уроженец Воронежского края, родился в Рамони, в небогатой семье, но стремился к знаниям – учился в местном кадетском корпусе, затем получил направление в Санкт-Петербург, а после на Тульский оружейный завод. Там он изобрел знаменитую винтовку. Помог не только инженерный талант, но и любовь. История великой любви и легендарного оружия – в рубрике «Архив».
«Из-за деревьев появилась стройная девушка. Это была Варвара Арсеньева. Она казалась очень грустной. Сергей Иванович моментально в нее влюбился». Так рассказывали об их первой встрече знакомые. Он – инженер, только что закончивший санкт-петербургскую академию и получивший распределение на тульский оружейный завод. Она – жена помещика, у неё двое маленьких детей. Сергей Мосин и Варвара Арсеньева тут же влюбляются, Сергей подает её мужу прошение о разводе, но тот требует 50 тысяч. Таких денег не было – инженеру пришлось отступиться. Он садится за чертежи и уходит с головой в работу.
На тот момент в Российской империи начались военные реформы. Крымская война и Балканская кампания показали, что русская армия сильно отстаёт от европейской. У противников на вооружении давно нарезные винтовки и магазинное оружие. Начинаются отечественные разработки. Никаких конструкторских бюро, как бы мы сейчас сказали, не было. Сергей Мосин буквально «на коленке» создает свою винтовку. Его главный конкурент – бельгиец Леон Наган.
– Комиссия заметила: хоть винтовка Нагана красивая, но есть такие детали, которые Мосин предусмотрел. В основном, это касалось затвора. У Нагара сам затвор крепился на два болтика, у Мосина весь затвор встаёт на пазы. Если обычный боец эти болтики потеряет, то винтовка у него работать не будет. У Мосина этого не было. Спокойно затвор разбирался, и также спокойно боец его мог собрать, почистить. По результатам испытаний винтовка Мосина дала меньше всего осечек, – рассказал младший научный сотрудник Воронежского областного краеведческого музея Михаил Чуркин.
Винтовку принимают на вооружение, самому Сергею Мосину выписывают премию – наконец находятся деньги для того, чтобы «выкупить» любимую. Варвару Арсеньеву вместе с уже тремя детьми Сергей Иванович забирает к себе, спустя 16 лет после первой встречи они соединились уже навсегда.
Между тем Сергею предстоит большая работа – нужно модернизировать производство для того, чтобы наладить массовый выпуск нового оружия. На докладной записке – резолюция Александра II: «Сумма ужасающая, но делать нечего, приступить надо». Вложенные деньги окупаются – трехлинейка показывает себя намного лучше иностранных аналогов.
– Она себя очень хорошо показала в Гражданскую войну, Халкин-Гол, на Хасане, в Финской войне. Да, в советском правительстве было желание – автоматические винтовки СВТ (самозарядная винтовка Токарева) и АВС (автоматическая винтовка Симонова). Но, во-первых, они оказались капризные, во-вторых, очень дорогие в изготовлении. Поэтому, когда на советско-германском фронте положение очень непростое сложилось, было решено нарастить выпуск именно винтовок Мосина, – пояснил старший сотрудник Воронежского областного краеведческого музея Евгений Касьянов.
Винтовку не назвали именем создателя, решив, что не только он участвовал в её разработке. Впрочем, спустя время, уже в советской России солдаты ласково называли её «мосинка». С ней они прошли всю Великую Отечественную войну. Она не раз претерпевала изменения, но в основе всегда оставался механизм, придуманный Мосиным. Говорят, любовь Сергея и Варвары подарила миру лучшую винтовку. Как бы то ни было, это история большой любви, блистательного инженерного таланта и силы русского оружия.