< >

Грязь и роскошь в сердце Воронежа. Каким был проспект Революции в разные годы

1 июня главная улица Воронежа на один день станет пешеходной.

Грязь и роскошь в сердце Воронежа. Каким был проспект Революции в разные годы

Фото: Вести Воронеж, из архива

Не для машин, а для пешеходов. Таким станет проспект Революции всего на один день 1 июня. Будет ли позже – решат по итогам этого эксперимента. Проспекту Революции, или Большой Дворянской, уже больше двух веков, он начал застраиваться 250 лет назад, и бывал разным – проезжим, пешеходным, непролазным от грязи, передовым. Это была улица, где запускали всё новое – водопровод, уличное освещение, конку и троллейбус. 

Центр города менял своё место не раз – сначала он располагался на холмах над рекой Воронеж, потом Пётр I перенёс его вниз, к Адмиралтейской площади, туда, где строили корабли. А после страшного пожара 1748 года центр Воронежа снова переместили наверх и стал отстраиваться заново – по генплану, рассказал историк, основатель сообщества «Заповедный Воронеж» Владимир Размустов.

И сначала это был вовсе не проспект, а просто проезжая дорога к присутственным местам, дому губернатора, магазинам и казённым погребам – они располагались примерно там, где сейчас проспект пересекается с улицей Степана Разина. Годы и люди без устали меняли проспект. 1 июня он тоже изменится, пешеходным в обычный выходной он в последние десятилетия не бывал. Как менялась главная улица Воронежа, каким разным бывал проспект Революции – в тексте «Вести Воронеж».

Административным

В августе 1773 года в Воронеже случился очередной крупный пожар. В один день сгорело 249 обывательских домов, 158 торговых лавок, 12 казённых соляных амбаров и два питейных дома. Город надо было отстраивать заново, и делать это решили по генплану. Его утвердила сама императрица Екатерина II. В документе нарисовали «Дворянскую першпективу» – то есть главную административную и сословную улицу, говорит Владимир Размустов.

Результаты преображения города спустя несколько лет описал митрополит Евгений (Болховитинов).

– Со времени последнего пожара весьма мало уже осталось старого азиатского вкуса зданий, и по всему уже городу проведены и застроены линии домов по городовому плану; если бы сей город имел местоположение не по многим ярам, как ныне есть, а на равном и открытом месте, то бы видом не уступал ни в чем самым лучшим Российским губернским городам, – писал он.

Грязным

Но изменилась улица не сразу. Краевед конца XIX века Веселовский писал о рубеже XVIII-XIX веков так: «…в ненастные осенние и весенние дни немощёный город представлял даже на главных улицах невылазные грязи и топи, так есть предание, что по нынешней Большой Дворянской улице во время таких грязей публика изволила разъезжать на лодках, запряженных быками».

Мощёным

Поэтому встал вопрос о благоустройстве. Его в конце XVIII начали с выравнивания дорог. Привлекли «колодников» – заключенных тюремного острога – причём оплачивая их труд.

Вскоре городской магистрат ввёл сбор на мощение улиц, и к июню 1801 года Большую Дворянскую всё-так замостили. А спустя три года губернатор Фёдор Пушкина обязал владельцев домов, расположенных на главных улицах, мостить участки около своих домой за свой счёт. В итоге первая мостовая получилась лоскутной и небрежной.

Пешеходным

Рисунок Василия Жуковского

В 1810-х годов уже другой губернатор Михаил Бравин нашёл казённые средства для благоустройства главной улицы. И там появился бульвар для пеших прогулок.

– На середине Дворянской улицы существовал бульвар шириною в третью часть оной, а протяжением от комиссариатской комиссии до теперешнего театра, обсаженный в два ряда деревьями, с надолбами и фонарями по обеим сторонам, освещаемыми сальными свечами. По обе стороны бульвара улица была вымощена большими каменьями, делающими мостовую очень беспокойную для езды; а около домов, отступя на сажень, были канавы для стока воды, обнесенные также надолбами, – описал в 1814 году Большую дворянскую архитектор С.И. Соколов.

В начале 20-х годов XIX на Большой Дворянской стали устраивать первые тротуары.  А в 24-м появилось наконец появляется ровное мощение из небольших по размеру камней, для этого в Воронеж даже выписали известных своим мастерством смоленских мостовщиков.

Часть этой старинной булыжной мостовой обнаружили в 2020 году дорожники по время ремонта проезжей части проспекта. А потом – снова закатали в асфальт.

Светлым

Чуть раньше, в 1804 году, по распоряжению воронежского губернатора в городе появилось уличное освещение. Домовладельцам предписывалось ставить на улице около своих домов деревянные фонарные столбы и по вечерам зажигать в фонарях свечи. Проект предусматривал установку на главных улицах Воронежа 417 фонарных столбов, но полностью не был выполнен. Первое свечное освещение возникло на главной улице. В 1822 году первые уличные светильники на конопляном масле, а потом и первые в Воронеже керосиновые фонари.

Передовым

Все строительные и инженерные новшества вводились прежде всего здесь. Здесь не только первой появилась первая каменная мостовая и уличное освещение. Именно на Большой Дворянской проложили первый водопровод, а потом запустили первую конку, первый троллейбус и первый рейсовый автобус. А в XIX веке Воронеж стал первым и пока единственным из городских улиц, которые реконструировали от основания дороги до проводов над ней.

Транспортным

В августе 1891 года в Воронеже заработала конно-железная дорога – конка. Самым длинным стал первый маршрут: от железнодорожного вокзала, через современную Кольцовскую, по Большой Дворянской, Большой Девицкой (Платонова) к кладбищу на месте современного цирка. В 1960 году через проспект Революции прошёл первый троллейбус. Маршрут №1 проложили от железнодорожного вокзала через центр в сторону Юго-западного микрорайона.

Гуляя 1 июня по закрытому для машин проспекту Революции, можно заглянуть на архитектурный форум «Зодчество», и послушать, кто и что меняет города.

Читайте также