< >

Гидрометеорологической службе России - 170 лет

Вести Воронеж 1074
Гидрометеорологической службе России - 170 лет

170-летие со дня своего основания отметила гидрометеорологическая служба России. Повседневные явления природы - облачность, дожди, ветры, заставляющие нас брать с собой на улицу плащи и зонты, метеорологи наблюдают как бы сверху. Теперь это возможно благодаря единой компьютерной системе, управляют которой из трех мировых метеорологических центров - Москвы, Вашингтона и Мельбурна. Вот, например, циклон, бушевавший в последние дни в нашей области - теперь он благополучно смещается на северо-восток.

Александр Сушков, начальник Воронежского областного гидрометеоцентра: "У нас редко встречаются такие вот противоположные массы, то есть арктическая холодная и южная теплая масса, но когда такие вот бывают моменты, то бывает такое усиление ветра, вот я знаю из опыта работы, что в калаче при возникновении такого смерча был перенесен строительный вагончик с одного места на другое".

Вообще-то, с климатом Воронежской области повезло. Нам не грозят землетрясения, торнадо и прочие грозные явления природы. Да и разговоры о глобальном потеплении Александр Сушков всерьез не воспринимает. Нужна не одна тысяча лет, чтобы достоверно зафиксировать серьезные климатические изменения. Был на месте Воронежа ледник, были и субтропические заросли.

Александр Сушков, начальник Воронежского областного гидрометеоцентра: "Вот наши Костенки, там жил первобытный человек, почему он жил в этом месте, потому что там водились мамонты. Мамонту, чтобы прожить, нужно в день съесть 200 кг сена, представьте той зимой, которой мы сейчас живем, где мамонт нашей зимой может найти 200 кг сена, это говорит о том, что климат вот здесь вот, в Воронеже и области был намного теплее".

Помимо компьютеров и метеоспутников, прогнозировать погоду до сих пор помогают нехитрые приборы. Например, конструкция

барометра или гигрографа за 170 лет существенно не изменилась. Все климатические явления заносились, да и теперь заносятся в огромные гроссбухи.

Измеряется буквально все - от температуры почвы на глубину до трех метров до мощности озонового слоя. Измерения проводятся круглосуточно днем и ночью, по отдельным параметрам каждые 15 минут. Работа очень сложная, да и зарплата невелика.

Нина Постолова, техник-метеоролог: "У нас все пенсионеры и предпенсионного возраста, одна-единственная девчонка, ей 28 лет, но она ушла в декретный отпуск и она не вернется. Никто не идет, совершенно никто, объем работы большой, математики очень много, даже бухгалтер приходила и ушла".

Из государственного бюджета росгидромет получает деньги только на зарплату. Средства, которые гидрометеоцентр зарабатывает сам, уходят на поддержание оборудования в рабочем состоянии. Но главное, молодые специалисты работать на метеоплощадки не идут. Будущее этих площадок, а по области их более десяти, весьма неопределенно, так же как и погода без прогноза синоптиков.

Читайте также