< >

"Маршрут помощи" больным аутизмом детям пройдёт через Воронеж

Вести Воронеж 1443
"Маршрут помощи" больным аутизмом детям пройдёт через Воронеж

Американские гости уже в приветственном слове обозначили главное - детей с расстройствами нервной системы в мире стало больше. Во многом возросшие цифры связаны с тем, что аутизм теперь выявляют в раннем возрасте и всё реже ошибаются с диагнозом. То, что раньше называли умственной отсталостью или детской шизофренией, теперь относят к расстройствам аутистического спектра. О новых методиках работы с такими пациентами американские учёные расскажут воронежцам на специальных семинарах.

Кэти Кенинг, профессор Йельского университета: "Очень часто специалисты сталкиваются с поведением ребёнка, которое сбивает их с толку. Для успешной работы учителей, педагогов и родителей важно попытаться увидеть мир, каким его видит ребёнок-аутист. Это всегда индивидуальная картина. Моя лекция именно об этом".

Слушателями курса будут психиатры, детские врачи, а также студенты и общественники. Лекции пройдут в нескольких ВУЗах города. Эти встречи станут своеобразной отправной точкой для нового витка программы "Аутизм. Маршрут помощи". Она действует в Воронеже уже два года и условно делится на четыре части - диагностика, ранняя помощь, образование, жизнь в обществе. Всё это ступени адаптации ребёнка-аутиста к обычной среде, а также помощь его родителям.

Евгения Мишина, руководитель воронежской программы "Аутизм. Маршруты помощи": "Воронеж - единственный регион, где осуществляется комплексный подход к решению этой проблемы, когда все четыре составляющих этого маршрута мы рассматриваем одновременно. На уровне государства, специалистов и общества. Вообще, создание такой зрелой системы помощи занимает 15-20 лет. Поэтому, действительно, мы находимся в начале пути".

В Воронеже технология ранней помощи детям с расстройством нервной системы уже работает, в центре "Парус надежды". Там используют, к примеру, современные методики арт-терапии. Для самых маленьких пациентов - это занятие "вода-песок", где с миром знакомят наощупь.

Светлана Солодова, заведующая отделением раннего развития центра "Парус Надежды": "Очень ценное занятие в этой области, потому-что детям с одной стороны интересны вода и песок. И они очень полезны, это новые тактильные ощущения, это интересный сюжет в котором дети участвуют".

В соседней комнате - необычный концерт. На настоящих гу́слях играют по очереди и всеми вместе. Детям такой "оркестр", похоже, по вкусу - звуки перестают пугать. Те, кто постарше, на фольклорном занятии водят хороводы. Взяться за руки с малознакомыми людьми для ребёнка-аутиста - большая победа.

Светлана Солодова, заведующая отделением раннего развития центра "Парус Надежды": "Каждый новый звук способствует лучшему осознанию ребёнком себя. Всё это комплекс занятий, который помогает и реабилитировать, и развить, и радовать детей".

При своевременном вмешательстве, со временем многие дети-аутисты смогут учиться в обычной школе и ничем не уступать сверстникам, утверждают специалисты. И таких случаев уже немало.

Елена Григоренко, профессор психологии в Центре детских исследований Йельского университета: "Люди с расстройствами спектра являются представителями очень большой категории. У меня, например, не всё в порядке с музыкальным слухом, так что если бы это было обществу важно, если бы мы выбирали людей по этому критерию, я бы тоже была человеком со специальными нуждами. Всё зависит от критерия, который мы ставим во главу угла, и как мы людей сортируем".

С разработчиками программы "Маршруты помощи" встретился и глава региона. Он пообещал им содействие властей. Также между лекциями запланированы встречи с руководителями воронежских вузов. Возможно, на их базе начнут изучать расстройства нервной системы человека. Тогда учёные, врачи и социологи смогут совместными силами выстраивать новую систему адаптации аутистов в современное общество.

Евгений Касилов, Илья Савчук, Дмитрий Овчинников

Читайте также