< >

Международный "Авиадартс" - итоги зрелищного шоу

Вести Воронеж 1524

До крылатых машин над Погоново разлетаются струи воды. На старте воздушных состязаний полив обязателен. Импровизированные бои могут закончиться серьезно - сухая трава, как порох. Зрителей это не смущает - автобусы всё прибывают. От машинной зоны толпу отделяет оцепление. Но останавливать никого и не требуется. Пока идёт авиамикс, свыше 3 тысяч взглядов прикованы к небу.

На 300 метровой высоте разворачивают обещанный дымовой триколор. Его со скоростью 550 км/ч проносит шестерка штурмовиков Су-25. Салютует уже истребитель Су-30 - почти останавливаясь в воздухе, отстреливает тепловые ловушки. После - уступает небо гостям. Белорусы, а следом и китайцы не просто рисуют фигуры над толпой, но и первыми на шоу открывают огонь.

Зрителям авиамикса даже "Аллигатор" кланяется. Только расстреляв мнимый аэродром противника с полутора километров. Под удар попадают отслужившие свой срок учебные самолеты Л-39. Винтокрылые машины могут выписывать пируэты - доказывает Ми-2. "Соколы России" после групповых бочек и петель Нестерова, устраивают воздушный бой. Это не просто шоу, еще и психологическая тренировка. Красуется и другая пилотажная группа - "Беркуты".

Пока шоу продолжается, участники к самим состязаниям готовятся. Китайские техники до блеска начищают самолеты. Каждый борт обслуживает чуть ли не вдвое больше персонала, чем обычно на том же липецком аэродроме. Шутят, иностранцам не дома российская техника помогает. Соревнуются на нашем, правда, экспортном варианте - Су-30. Пристреляться, говорят, уже успели - над полигоном были тренировки. И даже соперники на этом летном экзамене необычно лояльны.

Ян Сян Чин, лётчик: "Нам все подсказали русские лётчики. Вместе с ними и со штурманами мы обсудили задания состязаний. Нас подготовили и посоветовали, как лучше лететь, по какому маршруту, на какой высоте и с какой скоростью".

Накал зрительских страстей, а заодно и загоревшуюся от снарядов траву, гасят с воздуха. Ил-76 всего с 30-ти метров сбрасывает на полигон сразу 42 тонны воды. Пока экипажи ведут воздушную разведку. Для каждого в трех десятках километров отсюда выложен свой набор знаков. Нужно запомнить порядок и сообщить точные координаты. После на время показать навыки пилотажа. Те же китайцы - они в категории "истребительная авиация" - за 4,5 минуты должны выполнить 7 фигур. Правда, в небе от российских летчиков их и не отличить. Иностранный колорит, говорят, при боевом применении заметен.

Эдуард Шепель, начальник отдела подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний липецкого авиацентра: "Лучше всего цель видится, ну и поражается, с пикирования. В разных странах существуют разные способы создать себе эти условия. Мы, в основном, стараемся это делать сразу парой. Поэтому мы все маневры выполняем парой. Ну, китайская сторона выполняет то же самое, но только выполняет одиночными самолетами. На конечную оценку это никак не влияет".

Лётчикам тут ставят "десятки" - за каждый идеально выполненный элемент. Технику пилотирования судьи оценивают не только с вышки. Несколько человек прямо во время авиадартса работают на самом полигоне. Следят, чтобы борта не отклонились от курса. Для пущей объективности станут использовать и данные с черных ящиков.

Судейская коллегия на этот раз международная - оценки ставят представители всех стран-участниц. Столь же важный ориентир летчиков - публика. Причем - во всех смыслах. Пёструю толпу с высоты отлично видно. Ещё на vip-трибуне возможные соперники по следующему авиадартсу - иностранные наблюдатели.

Хан Надим Ахтар, полковник ВВС Пакистана, начальник летной школы: "Это было восхитительное шоу. Я под впечатлением до сих пор. Браво! Браво! Особенно было приятно сидеть и смотреть в небо, где летали ваши самолеты. Если нас в следующем году позовут, мы будем рады присоединиться. Тем более, что всех лётчиков в мире готовят по одной программе. Так, что мы осилим".

Виктор Бондарев, главнокомандующий ВВС России: "В следующем году у меня есть надежда, что их будет значительно больше. Это будут и индусы, и те же китайцы, белорусы, казахи. Может быть, и с Европы кто-то подъедет. Мы для всех открыты. Мы готовы именно соревноваться, а не смотреть друг на друга в перекрестье прицелов. Поэтому мы ждем всех".

Чтобы на земле, летчики чувствовали себя не хуже, чем в небе, призы международного авиадартса солидные. За первые места в шести номинациях - внедорожники. За вторые - иномарки попроще. Бронзовым призерам - двухколесный транспорт - скутеры. Главком пошутил, чтобы на третьем авиадартсе у отстающих был стимул догонять.

Евгения Соседко, Александр Попов

Читайте также