< >

Минус пять. Общественники оценили эффективность транспортных проектов мэрии Воронежа

Эксперты пришли к выводу, что качественный общественный транспорт город так и не получил.

Вести Воронеж 5943
Минус пять. Общественники оценили эффективность транспортных проектов мэрии Воронежа

В Воронеже прошли публичные слушания, посвященные развитию транспортной инфраструктуры города до 2020 года. В понедельник, 11 декабря, представляя планы по расширению улично-дорожной сети и совершенствованию работы городского пассажирского транспорта, чиновники мэрии рассказали, на что планируется за три года потратить почти 14 млрд рублей и каких целей это поможет достичь. При этом усилия по наведению порядка на дорогах мэрия прилагала и раньше. «Вести-Воронеж» вместе с экспертами вспомнили, чем закончились предыдущие попытки наладить работу транспорта.

В целом общественники оценили их негативно.

- К сожалению, успешных проектов у нашей городской администрации нет, иначе сегодня в Воронеже бы качественный городской транспорт. Нынешняя система его организации опасна для жизни и здоровья горожан, - считает гражданский активист Виталий Иванищев.

Оптимизация маршрутной сети

В 2013 году московский «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» разработал схему оптимизации маршрутов общественного транспорта. Предполагалось, что городские власти избавятся от дублирующих маршрутов, сосредоточатся на замене автобусов малой вместимости крупногабаритными и наладят движение общественного транспорта в отдаленных районах Воронежа. Согласно схеме, в городе должно было остаться 125 маршрутов, включая 108 автобусных, семь троллейбусных и 10 «народных».

Спустя четыре года маршрутная сеть Воронежа так и осталась «стихийной», с множеством маршрутов, дублирующих друг друга в центре города, и дефицитом транспорта на окраинах. При этом на улицах работают преимущественно автобусы среднего и малого класса, неэффективные для перевозки пассажиров. По данным на конец 2017 года, горожан обслуживает 541 автобус малой вместимости, 854 – средней, и только 274 автобуса большой вместимости. Троллейбусных маршрутов при этом всего четыре вместо рекомендованных экспертами семи.

Кроме того, специалисты изучили потребность Воронежа в платных парковочных местах. В центре города, по их мнению, она составила 29 тыс. машиномест. Городские власти решили ограничиться 6 тысячами парковочных мест, которые планируется запустить в 2018 году.

- Институт подготовил комплексный план развития дорожной сети и новой маршрутной сети городского пассажирского транспорта. За него из городского бюджета заплатили 30 млн рублей. Дальше произошло следующее: документы просто положили на полку без малейшей попытки реализации. А в 2015 году, когда проводились конкурсы на право работать на маршрутах, о «научно обоснованной» сети никто даже не вспомнил, - рассказал сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.


Обновление автопарка

Обновление автопарка строго по графику стало ключевым условием при заключении в 2015 году пятилетних контрактов с перевозчиками. Они обязались обновить по 30% подвижного состава в 2015 и 2016 годах, и по 20% – в 2017 и 2018 годах.

При этом мэр Александр Гусев предупредил перевозчиков, что если темпы обновления подвижного состава замедлятся, на городских маршрутах их заменит «Воронежпассажиртранс».

При этом основная проблема обновления городских маршруток – это приобретение новых автобусов большой вместимости взамен отслуживших. Стоят такие машины в разы больше, чем «ПАЗы» и «Газели», а, значит, и окупаются небыстро, и желания вкладываться в их покупку у перевозчиков немного.

Программу обновления пассажирского транспорта в Воронеже Юрий Новиков назвал «главным провалом мэрии».

- Договоры на обслуживание маршрутов, заключенные в 2015 году предусматривали, с одной стороны обязательство перевозчиков полностью заменить весь подвижной состав на новый к 2019 году, а с другой - ежегодный рост тарифов на проезд не менее, чем на 12% (то есть на 2 рубля). Уже к апрелю 2017 года автопарк перевозчиков должен был обновиться наполовину. Но соглашение не выполнялось обеими сторонами: перевозчики выполнили «норматив» только в особо малом классе, а мэрия не повысила в 2016 году стоимость проезда, - рассказал Юрий Новиков.

По его словам, повышение тарифа в 2017 году вновь обусловили заключением новых инвестсоглашений, которые, как показывает текущий мониторинг, выполнять никто не планирует.

- Горожане получили вместо старых «ПАЗиков» - новые «ПАЗики», вместо старых «Газелей» - новые микроавтобусы, которые слабо приспособлены для городских перевозок. Например, окна находятся у пассажиров примерно на уровне пупка, и, учитывая, что автоинформаторов в салоне нет, ориентироваться в пространстве приходится лишь интуитивно, - отметил Виталий Иванищев.


Система оповещения об остановках

Система оповещения пассажиров об остановках так же не смогла заработать в Воронеже в полную силу.

- Еще один провал - это создание системы оповещения пассажиров об остановках на базе ГЛОНАСС, - говорит Юрий Новиков. При том, что ГЛОНАСС на транспорте скорее работает, чем нет, примерно в 70% автобусов объявление остановок не производится. Характерная особенность - электронные маршрутные табло, даже тогда, когда автобус покупается вместе с ними - в Воронеже феерически быстро выходят из строя. Ремонт никому не нужен, - пояснил Юрий Новиков.

Работоспособность подобных систем умеют поддерживать лишь три перевозчика из 13, рассказал эксперт.


Информационные табло на остановках

В 2012 году на центральных улицах города появились мониторы, подключенные к системе ГЛОНАСС и показывающие время прибытия автобусов и троллейбусов. Со своей прямой обязанностью умные устройства не справились и вскоре стали дорогими досками объявлений.

- Несмотря на высокую цену, мониторы оказались плохо приспособлены к городским условиям - при ярком свете экраны отсвечивали, да и информация на них часто была недостоверна. Вскоре их и вовсе отключили, а потом сдали в аренду как рекламные поверхности, на которые сверху клеили обычную бумажную рекламу, - рассказал Виталий Иванищев.

В начале 2016 года мониторы демонтировали, а прокуратура отметила, что муниципальное имущество используется нецелевым образом.

«Зелёная волна»

Не вполне оправдала себя в городе и автоматическая система светофорного регулирования «зелёная волна», работающая на крупных магистралях - проспекте Революции, улицах Плехановской, Ворошилова, Антонова-Овсеенко, Ленинском проспекте. Смысл в ее работе есть только при пустых дорогах, считает Юрий Новиков. В этом случае она позволяет автомобилистам существенно экономить время, а не впустую простаивать перед светофорами. На заполненных в час пик дорогах, система просто не справляется.

- Зелёная волна в вечернее и ночное время работает просто прекрасно. В дневное люди согласны даже на желтую, но - нет... – говорит Юрий Новиков.

Поэтому на помощь «зелёной волне» должны прийти «умные светофоры», устанавливаемые в рамках реализации пилотных российско-японских проектов по формированию комфортной городской среды. Монтаж десяти светофорных объектов из 145 транспортных и пешеходных «умных светофоров» в Воронеже должны были еще до 31 августа, но перенесли окончание работ на декабрь. Оценить эффективность работы системы планируют до 1 февраля 2018 года.


Что советуют общественники

В начале декабря представители регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» обратились к городским властям с требованием реформировать общественный транспорт Воронежа. Петицию разместили на Change.org.

Общественники требуют введения безналичной оплаты проезда транспортной картой с различными временными тарифами и без платы за пересадки, а также отказа от планов по выручке для водителей.

Так же, по их мнению, необходимо выделение полос для общественного транспорта и контроль за расписанием и временем работы маршрутов, чтобы даже в отдаленные пригороды можно было уехать после одиннадцати часов вечера. Помимо этого необходимо отказаться от маршрутов-дублеров в пользу сети с магистральными и подвозящими маршрутами с последующей заменой магистральных маршрутов на линии легкорельсового транспорта или скоростные автобусы.

Кроме того, городские власти должны отказаться от ПАЗов и микроавтобусов в пользу автобусов большой вместимости и троллейбусов и довести количество автобусов с низким полом как минимум до 50% от общего количества.

Елена Гончарова

Читайте также