< >

На "Балтимор" пришло распоряжение подогнать все самолеты под один стандарт

Вести Воронеж 1216
На "Балтимор" пришло распоряжение подогнать все самолеты под один стандарт

Железный "Петр Пересумкин" чуть не потерял своё имя. Безымянным крылатый герой вернулся с ремонтного завода. Там на заслуги не посмотрели - регалии замазали. Но очертания орденов и имя проступили сквозь краску. Техники авиабазы все восстановили - в знак уважения к почти однополчанину. Герою их части, в 40 годы сбившему 18 вражеских самолетов. Но красочный облик борта полностью сохранить не удалось.

Александр Хоружий, начальник техническо-эксплуатационной части звена: "Нужно помнить свою историю, если закрасить всё, это значить стереть своё прошлое. Человек без прошлого - это никто. Была у нас как бы акула нарисована, главком заставил закрасить".

Расписали под героев 11 МИГов и СУшек десятилетие назад в Шаталово - по решению собрания полка. Ещё все крылатые машины стали носить на борту награды части - ордена Красного Знамени и Суворова, знак гвардии. Говорят, какой-то из этих самолетов кружил над Чернобыльской АЭС сразу после аварии. Правда, этот подвиг краской не отметили.

Звезду Ефиму Мелаху! Как в Великую Отечественную, их рисовали на борту уже в Первую Чеченскую. Правда, не за сбитый самолет противника, а за каждый боевой вылет. У этого борта их было пятнадцать. Потом, говорят, просто перестали считать.

Крылатый "Валентин Сугрин" тогда тоже отличился. Если верить звёздам, на его счету более 40 боевых вылетов, у самого разведчика Сугрина - 108. В Великую Отечественную с высоты он снял тысячи вражеских объектов и машин. В 1943 был подбит и на одном моторе летел почти 300 километров до аэродрома. После войны жил в Воронеже, на его доме - мемориальная доска. В родной части на память остался этот МИГ. Но железному тезке, как и другим героическим самолетам, теперь выделяться не положено.

Никакой боевой раскраски. На борту нет места надписям, кроме "ВВС России" и заводской маркировки - это стандарт. В Воронеже самолёты уже лишились неофициальных знаков отличия. Тут красовались силуэт летучей мыши - символ разведки и профиль кабана - для устрашения. Теперь они лишь в книжках. Но имена героев и ордена на борту хотят сохранить, вопреки правилам.

Евгений Уткин, помощник командира авиационной базы по воспитательной работе: "Те борта самолётов, которые у нас уже подписаны, те мы, естественно, оставим, обновим надписи. Я думаю, что процесс этот будет так - будет нам в дальнейшем добро на это мероприятие. Эмблемы эскадрилий наносились личным составом на самолёты. Они не предусмотрены никакими руководящими документами, потому, скорее всего, эмблемы будут отсутствовать".

Почти половина крылатых героев своё уже отслужили - списаны или стоят мертвым грузом. На авиабазе говорят, их имена не исчезнут. Фамилии героев Советского Союза получат 5 других самолётов, если командование разрешит.

Евгения Соседко, Александр Попов

Читайте также