четверг, 20 сентября
26

Поисковики поднимут легендарный самолёт лётчика Николая Лысенко со дна Усманки

3752

Легендарный самолет, потерпевший крушение на Кожевенном кордоне 74 года назад, начали доставать из Усманки.

Напомним, поисковики подтверждают легенду старожилов – на этом месте в 1942 году потерпел крушение лётчик Николай Лысенко, ему местные жители установили памятник, а вот саму боевую машину нашли только сейчас. Работать поисковики начали ещё в начале сентября, тогда достали стойки шасси, часть крыла. Теперь надеются поднять истребитель полностью. Что удалось сделать во время первых погружений – в материале нашего корреспондента.

Подробности авиакатастрофы, которая произошла здесь 2 октября 1942 года, поможет узнать дно реки Усманки. Истребитель опытного советского лётчика Николая Лысенко был в этом районе подбит немцами и упал прямо в воду. Недалёко находились лесники, они и рассказали о случившемся. И в этом же году на берегу появилась символическая могила, позже установили мемориал. Однако тело советского героя так и осталось лежать под водой.
Подтвердили это и недавние спуски водолазов. Во время одного из них обнаружили тело лётчика, пристегнутого ремнями в кабине. Теперь его планируют поднять и похоронить с почестями. Правда, первой находкой стал современный фонарик, который чуть раньше потеряли сами поисковики.

«– Ну, вот, а ты переживал».

Эту фотографию перенесут на памятную плиту, которую хотят установить здесь. На ней совсем молодой Николай Лысенко – выпускник школы пилотов. Таким его запомнили родные и сослуживцы, старшему лейтенанту было 24 года.

Валерий Чернышов, эксперт по авиации поискового объединения «Дон»:

«Всё подтверждается, и вот номерные детали и сейчас продолжают доставать нам. В частности, сейчас фрагмент мы доставали – номер мотора там. Выбит номер мотора. Вот он: 145-459. Это номер мотора М-105, который стоял на этих вот самолетах, на ЛаГГ-3, истребителях».

Самолет, на котором летел Лысенко – одноместный истребитель ЛаГГ-3. Фюзеляж деревянный. Кроме сосны, в силовом наборе использовали липу и ясень. Все детали соединяли без использования гвоздей и шурупов. В этой конструкции были недочеты из-за рекордно коротких сроков разработки. По боевым характеристикам он уступал немецким машинам.

«– Фрагмент бензопровода, может, масло. Трудно сказать».Чтобы поднять останки из-под воды, грунт на дне размывают. Прежде, чем добраться до основных фрагментов машины водолазам нужно поднять то, что лежит сверху. Каждые несколько минут – очередная находка.

Первая крупная деталь всплыла через три часа поисков. Со дна подняли хорошо сохранившийся пулемёт с патроном в стволе. Судя по тому, как оружие согнулось, поисковики предположили: по летящей над Усманкой машине ударили сбоку.

«– 67.

– Ну, вот, видите, патроноприёмник. Когда лента подавалась из ящика патронного. Выброс был с другой стороны».

Итогом первого дня поисков стали фрагменты обшивки самолета, часть лонжерона, патроны. Истребитель пролежал под водой 74 года и для такого срока хорошо сохранился. Двигатель, кабину, а самое главное – тело пилота, здесь планируют поднять со дня на день.

Анна Белоглазкина, Дмитрий Овчинников, Андрей Куцов


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости Воронежа. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram и Twitter. Подписывайтесь!

«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости.

Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.