< >

Раздробленность земли мешает развитию сельского хозяйства

Вести Воронеж 1031

Продать паи или дождаться времён, когда земля в цене будет? Спорить и решать, говорит Татьяна Свиридова, долго не пришлось. Вон и односельчане почти все продали. Местное хозяйство - банкрот, отдать паи в аренду некому. Так 10,5 гектаров чернозёма Свиридовы поменяли на 44.000 рублей.

Татьяна Свиридова, жительница села Переволочное: "Я оставалась и муж без работы, у меня двое неопределённых детей: один студент, одна заканчивала учиться. У меня было 20.000 рублей ссуды, чем бы я её оплатила? Меня заставила судьба продать. У меня не было ни угля, ни дров, я осталась без зарплаты. Ну, вообще, без всего мы остались, без средств существования".

Изначально земельные доли в собственность получили в районе более 21.000 человек. Из них 5000 так и не определились, что делать с паями. Хозяйства рухнули в целом ряде крупных сёл. Самим обрабатывать землю крестьянам не под силу, поэтому и продают свои доли скупщикам. Так поступили уже около 40% владельцев земли. А покупатели приобретают её не для производства, а лишь с целью дальнейшей перепродажи.

41.500рублей - средняя кадастровая стоимость гектара земли в Калачеевском районе. Размер земельной доли пайщика - 5,2 гектара. Если перемножить цифры, получается 215.800 рублей. Но скупщикам покупка пая обходится в 10 раз дешевле его реальной стоимости.

Схема кадастрового деления сельхозугодий бывшего колхоза похожа на лоскутное одеяло. Крупный земельный массив в окрестностях села Ширяево растащен на куски и принадлежит теперь 19 собственникам, которые купили доли у крестьян.

Иван Дубовской, заместитель губернатора Воронежской области: "Мы должны понимать, что пай продавать надо тогда, когда тебе уже есть нечего или хочешь напиться один раз. Пай - это та данность, которая даётся раз в жизни и, если ты продал, то всё. Оставь другим, отдай в аренду долгосрочную на 5-10 лет".

Новая Криуша пока единственное село в районе, где люди составили договор об образовании общества долевой собственности, а земли отдали в аренду хозяйству.

Татьяна Самойленко, юрист: "Если раздробить участок, который у нас 9000 гектаров, то работать будет негде, значит, погибнет и село. Я занималась регистрацией этой земли, и вопрос о том, как продать, кому продать, даже разговоров об этом не слышала".

Администрация района ставит вопрос о строительстве животноводческих комплексов во всех крупных сёлах. Это гарантированная работа для селян, стабильная зарплата, поддержка социальной сферы. Но планы могут так и остаться на словах или бумаге, считает местная власть, если и дальше такими темпами будет идти распродажа паевых земель.

*Обсудить данный сюжет*

Читайте также