< >

В Дубовке состоялось перезахоронение жертв политических репрессий

Вести Воронеж 961
В Дубовке состоялось перезахоронение жертв политических репрессий

Она сюда приходит и на Пасху, и в родительскую субботу. В том, что ее отец сгинул где-то на задворках бывшего закрытого полигона НКВД, у Веры Гольбан нет никаких сомнений. Его забрали в феврале 38 года, тогда приемщика зерна обвинили в международном шпионаже. Врага народа осудили на 10 лет, без права переписки.

Вера Гольбан: "Мама дождалась, принесли записочку, вот она, интересная такая записочка. Дорогие - вырезано, мои - вырезано, в общем было слова 4-5, целую, все, и этот трафарет, мама все время берегла. А когда забирали, все у нас порвали, все фотографии порвали, все документы".

В шести расстрельных ямах - личные вещи десятков людей. Расчески, фрагменты одежды и даже мелкие деньги. По пенсне, металлическим пуговицам и звездочкам среди жертв репрессий выделяют офицеров. Этот фрагмент протокола изъятия вещей несколько десятилетий пролежал в кошельке. На документе поисковикам удалось прочитать часть фамилии - Духовской.

Вениамин Глебов, исследователь-историк комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий: "По этой фамилии мы запросили, дали нам акт расстрельный на 52 человека, там были старые священники, которые сидели, раскулаченные. Жили все в городе здесь, плотниками, рабочими устроились. Их собрали в ноябре 37 года и 15 декабря их расстреляли".

Восстановить ход событий спустя 70 лет помогают пули. Чаще от нагана, но есть и от женского пистолета "Браунинг". Говорят, такое личное оружие носили высшие чины НКВД. По версии поисковиков, приговор в исполнение приводили двое, расстреливали партиями по 14 человек. Оставляя в живых лишь четверых.

Алексей Зверев, руководитель поискового объединения "Бриг": "Чтобы они потом закапывали эти расстрельные ямы и в итоге в другую попадали они яму, где их расстреливали. Поэтому несовпадение. Уже второй раз встречается, что разница на четыре человека, с данными нашими".

18 лет поисков и мемориал, протяженностью в целую аллею. Это место в Дубовке называют "сплошным схроном". По неофициальным подсчетам, лес, посаженный в 50 годы, стал надгробием безымянной могилы для 8000 человек. Этой осенью поисковики "Брига" обнаружили еще две расстрельные ямы. Их не стали вскрывать, чтобы исторические вещдоки не растащили мародеры.

*Обсудить новость*

Читайте также