< >

В Погоново собирают самолёты, чтобы разбомбить в пыль

Вести Воронеж 1330

Их готовят к расстрелам и бомбёжкам. Но то, что скоро станет грудой искорёженного металла, разгружают крайне бережно. Такие будущие мишени на полигон Погоново везут из Краснодарского края и Тамбовской области частями - отдельно фюзеляжи, крылья, шасси. Здесь же они совершают и свой последний "полёт" всего в паре метров над землей - с помощью подъемного крана.

С фюзеляжами тяжелей - каждый такой весит немногим меньше полутора тонн. Еще и зацепиться крану не за что - поверхность корпуса фактически абсолютно гладкая. Самую весомую часть самолета берут на буксир, чтобы выдернуть из кузова и уже после поднять. Техника, которая так кружит над полигоном, отлетала срок службы и все возможные продления. Этим самолётам за 30-ть. За штурвалами таких же железных птиц - или официально "Альбатросов" - выросло не одно поколение лётчиков.

Целиться участникам Авиадартса предстоит чуть ли не в свои же "летающие парты". Так прозвали двухместный чехословацкий самолёт Л-39. Собирались до 99 года. Всего таких было построено около 3 тысяч. Состояли на вооружении более чем 30 стран мира. В Воронежской области технику пилотирования на аналогичных учебно-тренировочных машинах ещё 3 года назад осваивали курсанты Борисоглебского училища.

Бомбить будут и "гигантские батарейки", привезенные из Кубинки. По-армейски АПА - аэродромные подвижные агрегаты - используются для электропитания самолетов. Доставка того, что на Авиадартсе изобразит целый аэродром, наделала много шума. Жители окраин Воронежа стали очевидцами вот такой буксировки прямо по воздуху. С аэродрома Балтимор на полигон "перенесли" пару истребителей МиГ-25.

Руслан Обозный, начальник полигонной службы липецкого авиацентра: "Их доставляли на внешней подвеске на Ми-26. Это, скажем так, первый раз за существование такого большого вертолета. Это просто планер самолета - все остальное с них снято. Техника дорогая, в принципе, поживиться есть чем, следим за этим - оцепление, наряды, патрули".

В полевых условиях они и авиастроителями становятся - собирают по паре самолетов в день. Соответствие фрагментов сверяют по заводским номерам. Работа ювелирная - с первого раза установить фюзеляж на крылья мешают неровности самого полигона. После - техника подводит - без молотка не выпускается переднее шасси.

Под ракеты и бомбы в общей сложности тут попадут около 25 реальных самолетов и машин. Еще почти пару десятков неких вражеских объектов имитируют деревянные щиты - это пушечные цели, по ним попадания из таких орудий считать легче. Все вместе сверху это будет огромный прямоугольник, разбитый на квадраты.

Игорь Зацепин, начальник отдела Главного командования ВВС России: "Мишень будет размерами 700 на 600 метров, обозначены зачетными кругами 30 метров, в центрах которых будет находиться авиационная и бронетанковая техника для боевого применения авиационных средств поражения. Реальная техника - меньших размеров - тот же самолет - чем щит деревянный. Как бы уже приближает более к боевой обстановке".

Напоследок круг почета отслужившей техники по полигону. Опять же не своим ходом - на буксире. Чтобы окончательно привести самолеты и грузовики в подобие "боевой готовности", их еще предстоит расставить по местам. Для последнего и заведомо проигранного сражения.

Евгения Соседко, Александр Рудик, Павел Редькин и Дмитрий Овчинников

Читайте также