< >

В селе Новотроицкое сохранилось старинное кладбище

Вести Воронеж 2114
В селе Новотроицкое сохранилось старинное кладбище

Такие памятники - настоящая редкость для воронежской глубинки. В округе, говорят старожилы, похожих не найти. Их много только в Москве - на Ваганьковском кладбище. Этот же орнамент на надгробьях Пушкина и Есенина. Здесь, в Новотроицком, самый дорогой монолит - из диорита - на могиле местного помещика Шапошникова.

Василий Степовой, житель села Новотроицкое: "Эти памятники изготавливали в Петербурге. Туда, Шапошниковы, состоятельные люди, возили мясо и возили курей. Они много разводили и в столицу поставляли. Зимой туда. По мере того, как родственники умирали, видимо, оттуда они привозили. Это 1.500 верст".

По указу Петра Первого в 1717 году сюда приехали переселенцы из Украины, Острогожска и Рязани. А уже через три года, по уверениям местных краеведов, тут появились первые захоронения. Сейчас на их месте только ямы да заросли дерезы. Каменных монолитов осталось 15. Почти на всех надпись - Шапошниковы. До сих пор половина жителей села носит эту фамилию. Предок Александра Емельян Шапошников ещё царю служил, а отец - боцманом на Советском флоте. Теперь в Новотроицком все они - "боцманы". Говорит, Шапошниковым от прадедов досталась особая "предпринимательская жилка" и железный характер.

Александр Шапошников, житель села Новотроицкое: "Может, характер такой, упёртый. Есть немного. Цель поставишь, надо идти вперед. Руки не опускаем".

Памятники петровской эпохи здесь не сохранились. В зарослях травы можно найти надгробную плиту с высеченным крестом и старинными буквами. Каменная ограда не раз спасала кладбище от пожара. Сейчас от её метровой высоты почти ничего не осталось. Местные жители понемногу восстанавливают изгородь, но на капитальный ремонт сил не хватает.

Мария Алёшина, жительница села Новотроицкое: "Тут некому. Во-первых, население у нас в последнее время резко упало в количестве. Люди вымирают, а трудоспособные, они уезжают в Москву, на заработки. Там работают. Ну, это, так, если бы волонтеры были".

У местных властей до заброшенного кладбища "руки не доходят". Но к следующему юбилею обещают навести здесь порядок, хотя бы вокруг старинных надгробий.

Александра Камынина, Вадим Стрельцов

Читайте также