< >

В столице Черноземья прошел День памяти жертв политических репрессий

Вести Воронеж 995
В столице Черноземья прошел День памяти жертв политических репрессий

Священники под руководством митрополита Сергия отслужили панихиду, военные 20 армии возлагали венки. Такое сочетание не случайно. И церковь, и армия пострадали в годы сталинских репрессий в равной степени. Красное колесо не щадило в конце тридцатых ни наркома, ни крестьянина.

Геннадий Копылов, майор в отставке: "Отец супруги Фомин Борис Дмитриевич. Он расстрелян 28 октября 38 года, и сколько лет я знаю супругу свою, столько лет из ее глаз слезы при упоминании отца, потому что ей, как дочери врага народа, по жизни тоже досталось".

На месте здешнего леса в конце 30 годов было поле. Это палачам не мешало. Расстреливали по ночам. Досталось и местным жителям - убивали и случайных свидетелей. Сосчитать количество жертв пока невозможно - не все архивы еще открыты. Пока найдены останки почти 2.000 человек. А поисковики при раскопках находят следы деятельности черных копателей. Личность расстрелянного, в таком случае, установить еще труднее.

Вениамин Глебов, краевед: "Мы только в двух местах, в двух ямах нашли. В 19 братской могиле нашли, фамилия была нацарапана "А. Замятин" на зубной щетке, и по ней мы весь акт подняли, нам КГБ тогда дало, установили всех".

В этом году удалось раскопать лишь три расстрельные ямы. Обещанные на перезахоронение средства городские власти так и не выделили. Нужно извлечь все останки, лишь тогда станут понятны подлинные масштабы репрессий.

Имена убийц известны, например, начальник Воронежского управления НКВД Коркин. В 37-38 годах он уничтожил тысячи человек. Через год сам был расстрелян за злоупотребление властью. Но тогда, как всегда, все делалось "втихаря". Однако, в памяти народной понятие "ежовщина" осталось навсегда.

Игорь Захарченко, Юрий Вахтин

Читайте также