< >

В воронежских автобусах планируется ввести электронную систему оплаты

Вести Воронеж 2617

Судорожный поиск грязной мелочи, еле держась на ногах в едущем автобусе - этот кошмар для воронежцев может остаться в прошлом. У нас собираются вводить электронную систему оплаты проезда в маршрутках. Пилотные автобусы в администрации планируют запустить уже в следующем году. Впрочем, старый способ оплаты, наличными, тоже никуда не денется, а почему перевозчики не за новую систему – расспросил Евгений Касилов.

Эти ярко-жёлтые ящики в нижегородских трамваях – так называемые "валидаторы" или приборы электронной оплаты проезда. Суть проста – пассажир проводит карточкой по рисунку и получает из ящика свой билет. Примерно такие устройства в 2016 году появятся в Воронеже.

Владимир Анисимов, руководитель управления транспорта г. Воронежа:

"Это будущее оплаты проезда в городском транспорте. В любом случае, мы уйдём от наличных денег. Сейчас мы изучим регионы, посмотрим предложения потенциальных инвесторов, покажем их для обсуждения перевозчикам и после этого в начале следующего года примем решение о внедрении. Может быть на пилотных маршрутах, может сразу на всём подвижном составе".

Новую систему планируют установить на всём общественном транспорте. От мала, до велика. При этом от турникетов на входе в автобус, как, например, в Москве, решили отказаться.

Евгений Касилов, журналист:

"Система электронной оплаты проезда работает во многих городах России. В Красноярске уже придумали формулу скидок – чем чаще пользуешься картой, тем дешевле дорога. В Кемерово и вовсе при безналичной оплате пассажир экономит рубль. А в Екатеринбурге пошли ещё дальше, там даже пластиковые карточки не нужны – проезд можно оплатить с помощью мобильного телефона".

И всё же стандартная электронная система подразумевает, что пассажирам нужно будет обзавестись транспортной картой. В регионах они, в среднем, стоят 100 рублей. Положить на счёт деньги можно будет через специальные платёжные терминалы. В идеале, их должны будут установить на каждой остановке.

Николай Киселёв, председатель комитета по защите прав автомобилистов:

"На безопасность движения это окажет, конечно, опосредованное влияние. На культуру поведения водителей тоже. Грубо говоря, не важно, "наличкой" мы платим в маршрутках или безналом, шансон от этого не "умрёт". Здесь нужны и другие методы и способы наведения порядка на общественном транспорте".

А вот сами перевозчики оптимизма по поводу новой системы не разделяют. Обслуживание автобусов требует ежедневных затрат на заправку и ремонт. По словам перевозчиков, новая система повлечёт дополнительные расходы и, соответственно, увеличение стоимости проезда – минимум, до 17 рублей.

Дмитрий Крутских, председатель совета руководителей городского пассажирского транспорта:

"Приезжали к нам несколько компаний внедряющие данную систему электронного проезда. И компании называли, что за свою деятельность будут забирать у перевозчиков от 4 до 7% комиссионных. Говорить о том, что если мы завтра внедрим такую систему и одновременно администрация будет требовать обновления автобусов большой вместимости – это не реально".

Ещё одна разновидность электронной оплаты действует в Самаре. Там, вместо ящиков-валидаторов – живой человек. Кондуктор с помощью прибора, напоминающего банковский терминал, обходит пассажиров и сканирует их карты. Таким образом, в городе на Волге практически решили проблему "зайцев". А вот система автоматической оплаты никаких гарантий не даёт. В воронежском управлении транспорта признают, водителю будет сложно уследить, кто из пассажиров провёл карточкой по прибору, а кто нет. Как выход рассматривают возрождение в Воронеже профессии контролёра на транспорте.

Евгений Касилов, Павел Редькин

Читайте также