< >

В Воронежской области подводят промежуточные итоги уборочной кампании

Вести Воронеж 1240
В Воронежской области подводят промежуточные итоги уборочной кампании

От малого к большому. Уборочная кампания в области вышла на пик. В большинстве хозяйств, особенно там, где не было обильных осадков, сельхозпроизводители близки к завершению уборки зерновых. Но не везде золотые колосья дождались жатвы. Через пару дней озимую рожь на этом поле пришел бы убирать комбайн. Но раньше техники здесь оказался огонь. Возгорание началось не с краев, а середины поля.

Игорь Ильичев, главный инженер: "Кто с трассы зайдет, видно сразу человека, поэтому версия поджога отпадает. Представьте, поле открытое, машины едут здесь, маловероятно, что поджог".

Блик от стекла обошелся хозяйству в 100.000 рублей. В соседнем с погорельцами хозяйстве, до гибели озимых в прошлом году думали также. Когда вначале от морозов, а потом от засухи потеряли ровно миллион, пошли просить компенсации у районного начальства. Но помочь было нечем, ведь ежегодно до уборочной не доживают от 10 до 20% посевов, и в бюджете на всех денег просто нет. В отсутствие страховки ставки много выше, чем в казино Лас Вегаса. Но пока механизм защиты от рисков в сельском хозяйстве, в части земледелия не будет проработан на уровне государственной политики, остается рассчитывать только на милость природы.

Сергей Морозов, директор хозяйства: "Это, своего рода, риск, да, в данный момент, пока еще уборочная не закончена, но кто его знает, не дай Бог, пожар. Может, пронесет, а может, нет".

На току 700 тонн зерна. Но уже через месяц горы пшеницы, ржи и гороха вырастут, чуть ли не под потолок. Пока в полях бьются за урожай, здесь готовятся его защищать. В хозяйстве еще помнят, как несколько лет назад такие хранилища под открытым небом беззастенчиво грабили, зерно вывозили машинами. С тех пор в сторожа на ток берут только проверенных людей.

Иляс Косо-оглы, заведующий током: "Со здоровьем, чтобы не был такой человек, чтобы ему все было безразлично, что это колхозное. На выбор берем".

Чтобы не брали своих, в хозяйстве следят строго. Унести мешок зерна отсюда, конечно, можно, но если заметят, тут же вылетишь с работы.

Алексей Покидышев, директор хозяйства: "Все понимают, что другой работы нет нигде. И те люди, которые уезжали от нас, сейчас они приехали. Они поняли, что они там не нужны никому, и лучше рубль здесь, чем 5 рублей за морем".

Проследить путь зерна от поля до хранилища, и быть уверенным, что никто на этом пути центнер-другой не отсыплет - можно, оснастив всю технику спутниковой навигацией. Но позволить такую роскошь могут лишь единичные хозяйства. Остальные полагаются на сознательность своих работников.

А вот в этом районе урожай берегут как зеницу ока. Здесь и земля при деле, и удобрения внесены вовремя. Поэтому и сбор пшеницы здесь с гектара до 40 центнеров доходит. Большинство полей в аренде, но это только на пользу Каменскому району.

Сергей Терских, начальник отдела аграрной политики и природопользования Каменского района: "Те хозяйства, которые применяли минеральные удобрения, им выделена дотация с федерального резерва и областного, но тем не менее, субсидии хозяйства получают. Более 20.000 внесли органики на поля и еще планируем".

Павловские производители зерна оптимистичны как никогда. Почти 70% зерна уже обмолочено. Богатый урожай здесь получили благодаря своевременной обработке от вредителей, которые атакуют воронежскую область каждый год. А работа непосредственно со своими хозяйствами привела к повышению качества пшеницы.

Николай Швырёв, начальник отдела программ и развития сельских территорий Павловского района: "Напрямую - это сроки, а второе - это экономически выгодно, чем на свал, поэтому у нас на свал нет ни одного гектара. Качество на порядок выше от прошлого года у нас 65-68% пшеницы идут третьего и четвертого класса".

Уборочная кампания уже в некоторых хозяйствах закончена. В этом году зерно по качеству гораздо лучше прошлогоднего. Теперь самое важное, чтобы подсчеты урожайности не разошлись с прогнозами на прибыль.

Сергей Терских, начальник отдела аграрной политики и природопользования Каменского района: "Проблема - это цена. Если сейчас фуражное зерно стоит 2,20-2,30 это хорошо, а предлагают до 2 рублей фураж. Это убийственная цена для сельхозпроизводителей".

Правильно выстроить стратегию сбыта не менее важно, чем вырастить зерно. Спрос на продовольственную пшеницу пока невелик: дефицита на рынке нет, продавцы и покупатели торгуются, и ждут, какую ценовую планку установит государство в ходе зерновых интервенций.

М.Меньшиков, О.Тихомирова, А.Косенко, В.Голубцов

Читайте также