< >

В Воронежской области проверили скотомогильники – безопасных не нашлось

Вести Воронеж 5361

Потенциальные хранилища инфекций инспектируют в Воронежской области. Россельхознадзор и областные ветеринары обследуют скотомогильники. Такая, своего рода, ревизия идёт по всей стране. В нашем регионе сейчас по официальным данным 49 действующих скотомогильников. И хотя их количество за последние годы сократилось в разы, они по-прежнему представляют опасность. Из тех, где специалисты уже побывали, оказалось всем требованиям не соответствует ни один. Ужасалась Евгения Соседко.

Инспекторы Россельхознадзора и ветеринары тут становятся «следопытами». То, что скотомогильник действующий, узнают по снегу. Здесь явно что-то волокли. Замки не помешали – доступ к хранилищу всевозможных инфекций открыт. Этим пользуются, похоже, и фермеры, и владельцы подворий. Кто-то вот так подложил инспекторам свинью. Причём недавно – у биотермической ямы следы крови.

«– Опасно тем, что от данного животного не были отобраны пробы – ни на сибирскую язву, ни на АЧС – мы видим, труп целостный».

Вся защита – слой бетона в яме и колючая проволока. Двухметровый забор, почти такой же вал, канава и крыша тут лишь теория. Скотомогильник, говорят, был колхозным, сейчас бесхозный. Так долго, что на нем даже сосна выросла. Весь ужас местных пейзажей не оценить – его скрывает снег.

Ангелина Мякшина, инспектор отдела госветнадзора Управления ветеринарии Воронежской области:

«И дикие, и домашние животные безнадзорные всё растаскивают – части и кости, неправильно утилизированные. Также идёт сокрытие падежа. Не исследуются животные на особо опасные заболевания, такие как, сибирская язва. Она же так же опасная и для человека».

Металлический сарайчик в чистом поле – тоже скотомогильник. 40 лет он на балансе одного из местных хозяйств. Но безопасней от этого не стал, констатирует Россельхознадзор. Сооружение хоть и запирается, яма с отходами всегда открыта. Недостающее тут щедро компенсируют известью.

«– Вроде как для дезинфекции, но мы как видим, что здесь идёт не соблюдение всех правил. И это просто показательная часть».

Представители хозяйства говорят, дело, конечно, в финансах. Но узнав максимум штрафа – юрлицу вплоть до 700 тысяч рублей – рассуждают, дешевле убрать.

«– Скорее всего, если такой штраф будет, они его закроют вообще. Сделают накопитель, холодильную камеру какую-нибудь мощную. Будут туда складывать, и будут вызывать, когда наберется тонна. Потому что, его сделать, если его делать…Да, там всё уже, яма полная».

Скотомогильники региона массово закрывают. Пять лет назад официальных действующих было 265. Сейчас по данным Россельхознадзора, уцелел примерно каждый пятый. И вкладывать хозяйства все чаще готовы не в них, а в новое оборудование. Останки животных выгодней не складировать, а жечь.

Дмитрий Сидоров, заместитель начальника отдела Управления Россельхознадзора по Воронежской области:

«Печь работает на дизтопливе. Порядок такой – происходит сжигание, составляется акт о сжигании. И зольный остаток перемешивается с дезсредством. И всё и утилизируется на полигоне ТБО, без ограничений».

Фермы, где ещё остались такие ямы, ждут расходы – штрафы от Россельхознадзора и ветеринаров. Обследования не завершены, инспекторы признаются, «правильных скотомогильников» ещё не встречали. Село по соседству с этим, пока может жить спокойно. Проявив чудеса изобретательности, павшую свинью ветеринары проверили – опасных инфекций нет.

Евгения Соседко и Евгений Лютов

ПО ТЕМЕ: Профессор ВГАУ: Учёные до сих пор работают над созданием вакцины от АЧС

Читайте также