< >

Воронежские герои до сих пор стоят в строю

Вести Воронеж 1133
Воронежские герои до сих пор стоят в строю

Десять утра. На аэродроме "Балтимор" темно, туман, беспрерывный дождь. По графику - тренировочные полёты, а по погоде - все ждут решения командира. Прояснить обстановку уходит разведчик.

А на земле, независимо от разведки, машины готовят к вылетам. Свои "Су-24М" пилоты знают досконально. Летают почти ежедневно. На таком же выполнял боевое задание штурман Николай Шпитонков. На днях на вооружение поступят более современные самолёты "Су-30". Но наставник уверен, при такой практике молодёжь освоит их в короткий срок.

На основе данных метео-разведки принято решение полёты разрешить. Но они будут проходить в сложных условиях - в нижних границах облачности, при плохой видимости и осадках. Для воронежских пилотов - это тренировка, совершенствование навыков, это их будни.

И всё-таки, в учении легче, чем в бою. Отправляя восьмёрку своих "ассов" в Цхинвал, командиры были уверены - не подведут. 8 августа 2008 года в 4 утра пилот Сергеев и штурман Шпитонков ушли в небо по тревоге. Приземлившись в Моздоке, узнали об активных действиях ПВО противника. Под прицелом грузинских ракет, в непривычной горной местности, ночью в дождь ориентироваться пришлось молниеносно. Задача - уничтожить радиолокационную систему.

Николай Шпитонков, штурман авиационной эскадрильи 7000 АБ: "Взлетают самолёты с боеприпасами, садятся вертолёты, разгружая раненных, которых привозили оттуда, с зоны боевых действий. Как-то вот эти волнения, страхи, они уходили на второй план, и каждый выполнял свою работу. То есть, то, чему нас учат на вот этих учебных полётах - те навыки, те умения, их уже проявляешь как-то на автомате".

В бою "грели" мысли о семье. Николай по телефону рассказывал жене - как тут в Грузии красиво, спокойно, никто никуда не летает, просто все следят за порядком в небе.

Людмила Шпитонкова, супруга Николая: "Мы только ходим ужинать, завтракать и обедать. И я поняла, что так всё-таки не спокойно, когда в течение часа он 3 раза бегал на ужин. Я поняла, что всё-таки наверное он запутался, заволновался и просто сбился. Много перетряхнула в мыслях эта война в моих. В отношениях к жизни, в отношении к ценностям человеческим".

В семье Шпитонковых заведено не тревожить родных. Повелось еще со службы папы Николая - тоже высококлассного штурмана. Родители в новостях увидели, как Президент России прикрепил на китель сына звезду Героя. Сам он промолчал. Сослуживцы тоже узнали от командира, о заслугах у лётчиков рассказывать не принято.

Сергей Курилов, заместитель командира 7000 АБ: "Прилетели, живы, здоровы - это для меня самое важное, как для командира в то время было. Что ни одного экипажа мы в то время не потеряли. Выполнили, улетели восьмёркой и прилетели восьмёркой домой на Родину".

В итоге у этой восьмёрки 12 орденов мужества, 2 звезды героя России и несколько медалей Нестерова. Все орденоносцы теперь в наставниках. На 7000 авиабазе пополнение. Им есть на кого ровняться.

Наталья Шермина, Юрий Вахтин

Читайте также