< >

​Воронежские водолазы подняли со дна водоёма в Калужской области военный самолёт

Вести Воронеж 4202

Воронежские водолазы приняли участие в уникальной операции – подняли со дна водоёма в Калужской области военный самолёт. Со дна Угры достали бомбардировщик ЕР-2. Калужские поисковики установили имена членов экипажа и восстановили картину боя, который стал последним для погибших лётчиков.

Об уникальной находке заговорили ещё в январе. Изучив архивные документы и воспоминания очевидцев, поисковики обозначили приблизительное место падения бомбардировщика. Это устье Угры, неподалёку от деревни Натальинка.

Спустя несколько месяцев организовали экспедицию с участием водолазов из Калуги и Воронежа. Последние помогли с современным оборудованием. Обнаружить останки оказалось не так просто.

Водолазы буквально по миллиметру ощупывают дно реки. Угра мелководная, но за десятилетия всё, что осталось от внушительных размеров боевой машины, размах крыльев которой превышал 20 метров, ушло под толщу ила и песка.

Ярослав Латарцев, водолаз (Воронеж):

«Основная трудность для водолазов – это сильное течение и небольшая глубина. Когда больше глубина, проще работать. Ему приходится бороться с течением, его начинает сносить. Если бы он был под водой поглубже, таких проблем не было».

Среди обломков крыльев и фюзеляжа натолкнулись аквалангисты и на боевой запас. Уцелевшую авиабомбу извлекали с особой осторожностью. Сколько таких ещё на дне Угры, пока неизвестно. При помощи сапёров регионального управления МЧС смертоносный груз отвезли в безопасное место и уничтожили.

Всё, что удалось поднять из реки, поисковики складывают на берегу. Это, в основном, небольшие фрагменты самолёта. Самая крупная – стойка шасси. Она сильно обгорела. А вот резина, напротив, не пострадала. Здесь до сих пор хорошо видна маркировка».

Маркировка сохранилась и на хвостовой части. Уцелевшую деталь поисковики называют одной из самых важных. По серийному номеру 185704 установили, что бомбардировщик ЕР-2, был изготовлен ещё в довоенные годы на воронежском авиазаводе.

Анатолий Наталенко, инструктор калужского подводного клуба:

«Ещё сохранилась часть звезды, которая располагалась на киле. Экипаж боролся за живучесть, но самолёт упал в реку. Всех лётчиков мы знаем. Это пилот Хорпяков Николай Андореевич, штурман Толоконников Валентин Николаевич, стрелок-радист Окуст Иван Петрович и стрелок Денисенко Семён Самсонович».

Отыскать останки пилотов пока не удаётся. По версии поисковиков, в годы войны втайне от немцев их захоронили местные жители. Теперь волонтёры из Германии, приезжают в Россию, чтобы оказать посильную помощь своим российским коллегам.

Доминик Брот, поисковик (Германия):

«Местные жители говорили, что в том районе должны быть эти могилы, но пока ничего не удалось найти».

Бомбардировщик ЕР-2 по праву можно считать уникальной машиной. К началу Великой Отечественной их было выпущено не более 70. В качестве самолётов дальней авиации уже в первые дни войны они бомбили Берлин. Поисковики убеждены, такое задание не раз выполнял и погибший экипаж. Свой последний бой лётчики приняли на калужской земле.

Лев Марченко, заместитель председателя поискового объединения «Военный историк»:

«Именно этот самолёт 7 октября 1941 года вылетел на бомбардировку немецкой мотопехоты по варшавскому шоссе от Спас-Деменска до Медыни в составе пяти экипажей, четыре вернулись, а вот этот не вернулся»…

Работу по подъёму останков самолёта необходимо продолжать. Но средств на это не хватает. Экспедицию решено приостановить. Поисковики надеются на помощь областной власти, в том числе, и с установкой памятного знака рядом с местом гибели экипажа. Ну, а поднятые фрагменты боевой машины отправятся в один из местных музеев.


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram и Twitter, vestivrn.ru.

Подписывайтесь!

Читайте также