< >

Воронежский изобретатель придумал добавку, делающую асфальт сверхпрочным

Вести Воронеж 1914
Воронежский изобретатель придумал добавку, делающую асфальт сверхпрочным

Точный рецепт того, что должно решить главную российскую проблему, строжайший секрет. Как делают нано-полимер, не показывают никому. Производством заняты лишь "свои" - почти вся семья изобретателя Павла Полуэктова. Сам дорожный стабилизатор - или проще дорстаб - разбавляют водой и перемешивают таким миксером. Если прольется, не страшно - наноматериал РН-нейтрален и не вредит экологии.

На вид дорстаб напоминает жидкую сметану, по запаху - что-то вроде клея. И, кстати, в этом качестве его тоже можно использовать. Трогать полимер можно фактически голыми руками - абсолютно не токсичен. Подсыхая, на пальцах образует тоненькую плёнку, которая потом легко скатывается.

Над формулой дорстаба Павел Полуэктов год трудился. Разгадал состав немецкого аналога и сделал свой, усовершенствованный нано полимер. Его частички меньше - и всё, с чем смешиваются, связывают прочней. Уже монолитные образцы испытывают водой. На покрытии, пропитанном дорстабом, капля остается. Поверхность с немецким аналогом - словно губка.

Такая дорога, промокая и промерзая, долго не прослужит. Воронежский дорстаб устойчив еще к солнцу и ветрам, уверяет Павел Полуэктов. И почву готовить для него не надо - подойдет для любой.

Павел Полуэктов, научный руководитель проекта, кандидат химических наук: "Когда на дорогах появляются различные грунты, которые, значит, имеют или кислую реакцию или щелочную реакцию, мы может буквально в полевых условиях скорректировать состав дорстаба".

В Большой Хвощеватке дорожному нано-основанию делают "корыто" - прямо из местных черноземов. За перемещением грейдера особенно пристально наблюдают с "Сахалина". Так называют окраину села. Ее жительница Мария Землянская, говорит, асфальта тут, отродясь не было. Нынешних дорог даже гужевой транспорт не выдерживает - в дождь и снег просто исчезают.

Мария Землянская, жительница села Большая Хвощеватка: "На лошади - и то не выйдешь, когда тут забьет. Вот такие снега тут бывают, забивают - не выйдешь никуда. Благо в школу идут, на работу учителя - вот они по следам проложат. И все. В центре едут, там машину бросают, вот сын приезжает. Там и бросает.

Тут будет 4-километровая экспериментальная дорога. По новой технологии щебень не требуется. Песок ровняют, придавливают, сверху распределяют цемент, пропитанный дорстабом. На кубометр идет с десяток литров полимера. После - прямо на дороге - все перемешивает спецмашина - ресайклер. До асфальта основание должно "созреть". Но ездить по нему, говорят, можно почти сразу, даже большегрузам. По прочности словно бетон, только эластичный.

Владимир Оперов, главный инженер дорожной организации: "То есть, когда машина идет, она прогибается, а трещин не образуется у него. Она возвращается назад. Данную конструкцию можно применять при температурах до -18 градусов. А так же в дождливую сырую погоду если полимер мы разводим в сухую погоду в определённом количестве, скажем 1 к 10, 1 к 12, то в сырую погоду мы полимер там разводим, 1 к 3, 1 к 4".

Дорстаб поможет и в ремонте старых дорог. Снимать и вывозить прежнее полотно не придется. Достаточно отфрезеровать, и можно класть новое.

Илья Никитин, директор дорожной организации: "Чем эта технология привлекательна, здесь дорога сама делается из того грунта, который существует под нами. То, что делали в лабораторных условиях - ну, качество очень хорошее. Ну, 10 лет дорога это, наверное, надо минимум давать, то, что на гарантию земляного полотна. Не на асфальтовое покрытие, а на земляное полотно".

Строить по этой технологии в разы быстрее и дешевле. Опыт уже перенимают дорожники Ростова, Саратова, Смоленска и Тулы. Павел Полуэктов собирается получить патент - чтобы дорстаб стал признанным воронежским изобретением.

Евгения Соседко, Дмитрий Овчинников и Александр Попов.

Читайте также