Воронежцам удалось спасти уникальный памятник истории – храм Рождества Христова
В разное время это здание было общежитием, фабрикой, клубом. Недавно его хотели снести и построить многоэтажный жилой дом. Но воронежцам удалось сохранить уникальный памятник истории – древнейшее сооружение города, первую церковь на левом берегу. Храм Рождества Христова. Сейчас его начали возвращать к жизни, и в следующем месяце надеются провести первую службу.
Едва ли кто-то, случайно попав в этот глухой двор, сможет понять, что перед ним не просто разрушенный дом, а старинный храм. Здесь нет ни колокольни, ни купола, ни сводчатых окон. До неузнаваемости церковь изменилась после нескольких реконструкций, когда её переоборудовали сначала под клуб-театр, потом устроили здесь фабрику, а уже после войны – общежитие для пленных немцев. О почти двухсотлетней истории, говорит, пожалуй, только старинная кладка из небольшого красного кирпича и вот эта часть алтаря. Судя по разрушениям, его ломали ковшом экскаватора.
Ольга Рудева, краевед:
«Это первый храм на левобережье. И слобода Придача – здесь на 1909 год жило больше пяти тысяч человек. И, конечно, все эти люди здесь венчались, крестились, отпевали усопших».
Когда храм хотели снести, за него вступились общественники, собрали подписи и сейчас добиваются того, чтобы сооружение включили в перечень объектов культурного наследия. У церкви, впервые за много лет, снова появился настоятель.
Отец Виталий, настоятель храма Рождества Христова:
«– Здравствуйте! Как идёт работа? – С божьей помощью! Завозим материалы для реконструкции, если можно так назвать, пока малой части здания, сделали отопление для более комфортного богослужения. Вот сейчас перед нами алтарь. Сейчас, конечно, он мало напоминает алтарь».
О том, чтобы удалить со стен советскую синюю краску или побелить потолок, пока даже речи нет. Основная задача для строителей сейчас, чтобы в здании было тепло.
С первого на второй этаж ведёт лестница. Она тоже появилась в советское время, когда здесь устроили прядильную фабрику. Ещё одна примета старины – широкие стены.
«– Вот, посмотрите, что сохранилось до нашего времени! Под слоем побелки мы видим очертания росписи одного из святых. Тут более чёткое. – Кто это, известно? – Конечно, только эксперты могут сказать более точно».
Для того, чтобы восстановить это здание потребуется не только помощь волонтёров, но и большие средства. Придётся сделать историко-культурную экспертизу, заказать проект реконструкции, а потом найти подрядчика, который согласится на такую работу. Впрочем, главное уже сделано. Церковь спасена от разрушения. Настоятель надеется, что она станет не просто памятником истории, а действующим приходом. Как только закончится черновая работа, здесь проведут первую службу.
Анна Андреещева, Александр Попов