< >

​Воронежцы узнали, как звучит концерт для электромагнитного поля с оркестром

Вести Воронеж 2181

На нём играли Ленин, Эйнштейн и Чаплин. Инструменту уже почти век, а он по-прежнему производит самое магическое впечатление – потому что звучит без струн и клавиш. В Воронеже услышали терменвокс. Причем, играл на нём праправнук изобретателя этого музыкального чуда – Петр Термен. Творить волшебство, кстати, абсолютно научное, учил и воронежских школьников. Для них провел мастер-класс.

Музыка возникает, словно, из ничего – едва Петр Термен перебирает пальцами в воздухе. Инструмента не касается вовсе, лишь его воображаемого грифа. Это не волшебство – мелодичная физика. Так звучит меняющееся электромагнитное поле.

Чем ближе правая рука к антенне, тем выше тон. Поднимая левую, добавляем громкости. Но это только звучит просто. Чтобы получилась мелодия, требуются слух и мышечная память. Миллиметр в сторону – будет фальшь. Эти робкие телодвижения пока создают лишь какофонию. Сами дебютанты терменвокса морщатся, но процесс им явно нравится.

«– И теперь чуть-чуть приподнимаем левую руку повыше, правую можно чуть-чуть вот так сгруппировать. Вот так вперед и назад».

В итоге музыка в воздухе получается только так – буквально чужими руками. Традиционная мелодия мастер-класса та, которую играл на терменвоксе… Ленин. Романс Глинки «Жаворонок» дал изобретению путевку в массы. Вождю понравилось, и создатель Лев Термен отправился в продолжительные гастроли. Инструмент без струн и клавиш услышала публика 150-ти российских городов и сёл.

Это уже Карнеги – холл, 1928 год. Терменвокс слушают и в Гранд-Опера, серийно выпускают в Америке. Ещё он даёт свой голос голливудским лентам – чаще, конечно, фантастике и ужасам. Звучит даже на Луне – в полёт альбом берёт Нил Армстронг. Сейчас в мире три школы терменвоксистов – в России, Америке и Японии. Там, кстати, создали вот такую вариацию инструмента с истинно русским лицом.

Матремин тот же терменвокс, но с одной антенной. Играют на нём только сидя и с фонендоскопом в ушах, чтобы слышать себя в таком оркестре. Число музыкантов вплоть до 300. При всей магии терменвокса исполнить на нём, оказывается, можно не всё.

Петр Термен, терменвоксист :

«Виртуозные скрипичные пассажи, фортепьянные пассажи, их, к примеру, невозможно спеть человеческим голосом, просто технически, потому что это одноголосный собственно инструмент. С терменфоксом – то же самое. Я думаю, что если мы говорим о том, какую музыку на нём можно сыграть, то это, наверное, всё, что может спеть человеческий голос на вокализе – то есть на какой-то гласной букве просто».

В Воронеже терменвокс добавляет магии произведениям Рахманинова, Гершвина и Гречанинова. Публика ловит каждое движение рук. И прощает, если музыкант иногда не точен. В таком дуэте концертмейстер – весь внимание – из-за специфики инструмента.

Михаил Князев, концертмейстер-солист воронежской филармонии:

«Звук может возникать ниоткуда, и лично для меня это, пожалуй, оборачивается только тем, что очень внимательно нужно слушать все моменты начала, моменты окончания. Потому что звук уже находится на границе слуха. Этому инструменту доступно то, чего не хватает голосу. А конкретно, голос у нас все-таки завязан на дыхании. А здесь можно воплотить любой замысел композитора, если он задумал очень длинную фразу, мы её можем сделать».

Терменвоксистов сейчас готовят в Москве и Петербурге. Этой воздушной музыке обещают учить и в Воронеже. Петр Термен готов устроить горожанам сеанс одновременной игры на электромагнитных полях.

Евгения Соседко, Павел Редькин

Читайте также