ГТРК Воронеж

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

17.03.2008

09:41

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

Кто на рынке хозяин? По сложившейся многолетней практике - это, конечно, продавец. Потребителю остается лишь скромное право выбора: брать или не брать. Но даже это право реализовывать все сложнее - выбирать просто не из чего.

Светлана Андреева, председатель совета ВРОО "Центр защиты прав потребителей": "Товар очень низкого качества на рынке. До 80-90% - фальсифицированный, по некоторым группам товаров. И, что характерно: фальсифицированный товар - обычно товар широкого спроса: вода, напитки различные, алкогольные в том числе, чай, кофе, то, что больше всего покупается".

История о "выброшенных" на некачественный товар деньгах и длительном восстановлении справедливости найдется почти у каждого человека. Это подтвердил и опрос прохожих.

Правда, в последнее время в отношениях "покупатель-продавец" силу все больше набирает потребитель. Этому способствует и совершенствование законодательной базы, и наличие хороших помощников - консультантов в лице сотрудников обществ по защите прав потребителей, которые помогают людям отстоять свои интересы даже в почти безнадежных ситуациях.

Александр Ягодкин, руководитель Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей: "Пожилой мужчина в одном из магазинов бытовой техники покупает масляный радиатор, обычный отопительный прибор, вместе с ним в инструкции идет сушка для обуви. Он приходит, открывает это все - сушки нет, он - к продавцу - дайте сушку. Ему говорят: "давайте 100 рублей еще дополнительно". Он взыскал с продавца 7,5 тысяч рублей".

В сумму этой компенсации вошла и такая составляющая, как возмещение морального вреда, о которой многие забывают. И совершенно напрасно. Специалисты утверждают - моральный вред возможно взыскать практически в любой конфликтной ситуации, при чем даже без документального подтверждения.

Александра Тищенко, помощник руководителя Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей: "Медицинская справка никогда не бывает лишней, но все - таки, по практике, которая применяется, мы редко представляем документы, то есть бывает достаточно словесного заявления потребителя, что: да, я купил такой-то такой-то товар, к сожалению, он сломался, при этом я понес такие-то такие-то физические страдания. То есть, я был лишен возможности использовать товар, и во-вторых, бесконечные хождения к продавцу┘ все это доставило определенные неудобства".

Последние поправки в закон от 12 декабря 2007 года существенно расширили права граждан на потребительском рынке. Условия возврата, кредита, ремонта, замены и неустойки теперь четко регламентированы. Управа найдется и на недобросовестных продавцов. Сначала "защитники прав потребителей" предлагают мирный путь - выполнить требование клиента.

Наталья Андросова, покупатель: "Обратилась в общество защиты прав потребителей. Девочки составили заявление о просьбе разрешить этот вопрос с продавцом и сопроводили меня. В общем, все было решено в мою пользу - продавец обещала вернуть деньги через 3 дня".

Если же мирным путем вопрос решить не удается - переходят и к более действенным мерам.

Александра Тищенко, помощник руководителя Воронежского областного общественного учреждения по защите прав потребителей: "Если же в досудебном порядке вопрос урегулировать не удалось - мы вынуждены обращаться в суд. Но все - таки в 90% случаев в суде выигрывает потребитель и взыскивает и убытки, и неустойку, и компенсирует моральный вред".

Елена Манькова мировой судья судебного участка ╧3: "Суд устный, гласный, состязательный. Каждая из сторон должна предоставить суду доказательства. Но по данной категории дел, я всегда ответчику разъясняю - бремя доказывания обстоятельств, которые освобождают его от ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств лежит на нем в соответствии с законом о защите прав потребителей. Потребитель может просто вот так сидеть в судебном заседании".

Перегибы, по признанию специалистов, случаются с обеих сторон. Поэтому работы у защитников прав покупателей меньше не становится. А ведь выход прост - уважать друг друга и работать на перспективу.

Светлана Андреева председатель совета ВРОО "Центр защиты прав потребителей": "Если человек чувствует себя защищенным - он смелее будет делать покупку, правильно? Он знает, что если там что-то случится - я приду к продавцу - он мне ее поменяет, у меня есть права, закон это позволяет".

Довольный покупатель и для самого продавца - залог успешной работы, ведь чем больше продуктов потребляется, тем выше товарооборот. А это и хорошая прибыль, и рост бюджетных отчислений и общее повышение качества жизни.


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК НА КАНАЛЕ «РОССИЯ» В 20:45

Гость

Школы Воронежской области обеспечат интернетом к концу 2019 года повсеместно. Программу «Цифровая школа» в регионе начнут внедрять уже на этой неделе. 20 числа пройдёт аукцион на выбор подрядчика для этой работы. Новая программа, на которую потратят более 100 млн рублей, должна не только заставить, наконец, работать имеющееся оборудование, но и протянуть в сёла оптоволокно. Не получится ли так же, как с Wi-Fi в сёлах, который как бы есть, но реально – его нет. Об этом ведущая Наталья Зубкова поговорила с руководителем департамента связи и массовых коммуникаций Ильёй Сахаровым.

Смотреть передачу

Наверх