ГТРК Воронеж

​55 лет «рогатому»: история, настоящее и надежда на будущее воронежского троллейбуса

09.11.2015

11:30

Он же букашка, сохатый, очкарик, рогатик. Он же – троллейбус. Какие только эпитеты не придумала ему народная молва за 55 лет. Юбилей отмечает городское троллейбусное хозяйство. Как выглядели первые машины, сколько стоил билет? И что сейчас? Почему электротранспорт стал убыточным, и не повторит ли воронежский троллейбус судьбу трамвая?

6 ноября 1960 года. Ровно 55 лет назад из депо вышел первый троллейбус. Его встречали сотни людей. Одно из немногих свидетельств того памятного дня – это заметка в воронежской газете. А уже через год, снова в этой же газете первая статистика: «троллейбусы – самый молодой вид транспорта, но ими уже перевезено свыше 4,5 миллионов человек».

Город восстанавливается после войны, начинают работать предприятия. Каждый день на заводы нужно доставить тысячи человек. Трамваи и немногочисленные автобусы с пассажиропотоком не справляются. На помощь приходят троллейбусы. Первый маршрут соединил железнодорожный вокзал и тогда промышленную окраину города. Возле механического завода вместо памятника вождю революции было транспортное кольцо и конечная остановка.

Юрий Новиков, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт»: «Это была граница города в те времена. Дальше были отдельные сельские населенные пункты, названия которых мы уже даже не помним».

Почти полвека стоимость проезда была неизменной во всем Союзе – 4 копейки. Для сравнения: это 4 коробка спичек или стакан газировки. История словно оживает здесь. Это – уникальный экспонат, сохранившийся с 60-ых ЗИУ5.

Татьяна Кузнецова знает машину наизусть – за баранку села в свои 18. Приехала в Воронеж устраиваться маляром, а попала на курсы вождения. Рассказывает – тогда троллейбусы в рекламе не нуждались.

Татьяна Кузнецова, водитель троллейбуса: «В то время людей было!!! Двери не закрывались! Вот так было много людей! Вся надежа была на троллейбус и на трамвай. И работали мы до двух часов ночи. – Насколько престижная профессия была? – Для меня она была всегда престижная. Всегда чистые, опрятные, красивые. Молодость! В кабиночке сидишь, ну, как лётчик!».

Водители получали по 200 рублей. Инженер на ВАСО, к примеру, получал 120. Татьяна признаётся – за рулём не ради денег. Вот уже 45 лет подряд встает в четыре утра, чтобы снова выйти на линию. Потому что любит свою работу.

От былого расцвета троллейбусного парка остались держатели контактной сети и обрывки проводов. Площадку когда-то занимал профилакторий – место для ремонта и отстоя машин. Здесь была крупная конечная остановка.

Юрий Новиков, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт»: «Это советская остановка, которая всю жизнь была на алюминиевом заводе. Ничего не изменилось, к сожалению, единственное – троллейбусов нет».

Советское наследие – 114 километров паутины проводов. Многие участки разобраны. Сейчас миллионный город обслуживает всего 5 маршрутов и не больше полусотни машин.

Троллейбус – экономичный транспорт. За час сжигает энергии примерно на сто рублей. Несмотря на это бизнес – убыточный. За рабочий день одна машина перевозит в среднем 500 пассажиров. Чтобы выйти «в плюс», их должно быть хотя бы в три раза больше.

Михаил Трофимов, директор «Воронежпассажиртранс»: «Если говорить откровенно, маршрутная сеть очень сильно дублируется автобусными маршрутами. Троллейбус, он привязан, его нельзя куда-то изменить, это требует больших вложений изменения внести в маршрутную сеть. Поэтому работаем с тем, что есть».

Воронежский электротранспорт «выживает» за счёт субсидий из бюджета. Кроме того, в следующем году по программе «Доступная среда» руководство надеется получить 20 новых машин.

Наталья Чернышова ещё помнит, как водила трамвай по Северному мосту. Когда маршрут закрыли – перешла в троллейбусное депо. Единственная женщина в Воронеже, которая умеет управлять машиной задним ходом.

Наталья Чернышова, водитель троллейбуса: «Нравится за рулём. Всё время в центре событий. Я люблю свою работу, честное слово!».

Троллейбусные системы есть в 81 стране мира. «Рогатые» переживают второе рождение. В Швейцарии, например, запущена машина без проводов, в Саудовской Аравии личный троллейбус есть у короля. А в Японии существуют подземные линии.

В структуре городского транспорта доля троллейбусов – всего 2%. Пассажиров немного, сети изношены, машины требуют ремонта. Но мода на электротранспорт во всём мире возвращается. Ведь это вместительные, сравнительно недорогие, а главное – экологичные машины. Это значит, что будущее у воронежского троллейбуса есть.

Анна Андрееещева, Александр Попов

Колёса и копыта — история воронежского городского транспорта: от извозчиков до троллейбусов


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-ВОРОНЕЖ» 21.11

Гость

60 лет служения педагогике – свой профессиональный юбилей отмечает доцент, профессор кафедры воспитательных технологий Воронежского института развития образования, народный учитель России, директор центра дополнительного образования «Реальная школа» Альбина Золотарёва. Как не потерять интерес за столько лет работы, и чем можно увлечь современных детей, об этом в программе «Вести-Образование» рассказала Альбина Васильевна.

Смотреть передачу

Наверх