< >

Альтернатива спасению. Почему воронежцы всё чаще признают себя банкротами

Количество банкротов за последний год в Воронежской области выросло на треть.

Вести Воронеж 3614

Если убыточное муниципальное предприятие ещё может спасти мэрия, то обычным гражданам ждать помощи ждать неоткуда. Разве что официально объявить себя банкротом. За последний год число таких случаев в регионе выросло на треть. Те, кто крупно задолжал, стали чаще обращаться в арбитраж с просьбой признать их неплатёжеспособными. К слову, по России их количество выросло вдвое. А ведь ещё недавно эксперты утверждали, что механизм этот не работает.

Автомагазин и сервис, который построил Дмитрий, больше ему не принадлежат. Бизнес вместе со всем имуществом продали за долги. Предприниматель рассказывает: взял в кредит 15 миллионов рублей на строительство, спустя год рефинансировал в другом банке. Но по факту условия оказались совсем не те, которые обещали менеджеры. Сумма ежемесячного платежа выросла вдвое. Какое-то время бизнесмен платил регулярно, но потом случилось непредвиденное.

– Произошёл обвал у нас, покупательская способность упала, вообще ничего не было. А сумма платежа была большая. Попросил сделать реструктуризацию долга, они мне её сделали такую, что ещё больше сумма стала, – рассказал предприниматель Дмитрий Середкин.

Банк обратился в арбитражный суд с просьбой признать Дмитрия банкротом. Процедура длилась год, недавно на электронном аукционе продали его машины, магазин. Начинать заново, говорит, непросто – кредитная история испорчена.

По данным «Воронежстата» общая сумма задолженности жителей региона по потребительским кредитам – почти 143 миллиарда рублей. То есть, на каждого воронежца – примерно по 61 тысяче долга. Не самая, кстати, большая цифра по стране. Количество банкротов за последний год в Воронежской области выросло на треть. По данным налоговой службы, процедуру сейчас проходят больше четырехсот юридических лиц, почти столько же – физических. Кстати, это не право – обязанность. Не можешь платить по долгам, плати штрафы.


– Предусмотрена обязанность граждан обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом в случае, если задолженность по основному долгу составляет более 500 тысяч рублей и не исполняется должником более трёх месяцев. За неисполнение этой обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 3 тысяч рублей, – пояснил и.о. начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Воронежской области Дмитрий Извеков.

В суды обращаются и сами должники, и банки. Часто кредиторы стали банкротить своих заемщиков и их поручителей. За такие дела стали охотнее браться арбитражные управляющие. Их гонорар вырос с 10 тысяч рублей до 25 плюс – процент от проданного имущества. Но процедура в целом по-прежнему «буксует».

– Нет никаких разрешённых расходов на привлечённых специалистов. У меня ситуация была, когда я машины гнал. Две машины из другого города. Кроме меня это ещё два человека. Нужно им заплатить за работу, нужно заплатить за стоянку. Вопрос ещё в рисках. Ты какие-то нарушения допустил, допустим, срок публикации на два дня просрочил, у тебя нарушение. Два нарушения – это дисквалификация на срок до трёх лет, – рассказал арбитражный управляющий Игорь Вышегородцев.

Очистить свою кредитную карму воронежцы, как и жители других регионов, не спешат. Услуга не из дешёвых: банкроту придётся оплатить работу юриста, а также госпошлины, публикации в прессе и так далее. Получается, что у тех, кто живет за чертой бедности, воспользоваться возможностью освободиться от долгового рабства не могут. Эксперты предлагают – ввести институт государственного арбитражного управляющего. По принципу бесплатных адвокатов.

Юристы говорят, что не стоит бояться банкротства. Это легальная законная процедура избавления от непосильных кредитов, свойственная всему цивилизованному миру. Впрочем, нужно помнить, что она освобождает не ото всех долгов. Обязательства по выплате заработной платы, алиментов, а также компенсации вреда здоровью придется заплатить в любом случае.

Анна Андреещева, Лариса Кончакова, Юрий Вахтин

Читайте также