< >

Бизнесмен самовольно возвел плотины на реке и заболотил прибрежную деревню

Вести Воронеж 8662

У жителей Никоноровки Россошанского района в домах всегда сыро. Болота на огородах явление постоянное, и от ливней не зависит. Такая «мокрая» жизнь тут началась, когда местный предприниматель перегородил небольшую речку сразу несколькими дамбами. Так появился целый каскад прудов, на которых мужчина еще и зарабатывает, а вот люди вынуждены что-то делать, некоторые собираются бросить свои дома, жить в которых вместе с сыростью уже невозможно. Александра Камынина продолжит.

Избавиться от сырости в доме Инессе Брусиловской не удаётся даже летом. Каждое утро она спешит пошире открыть окна и двери, чтобы проветрить комнаты. Больше всего хозяйка переживает за когда-то белоснежную печь – из-за повышенной влажности на ней постоянно появляются серые подтёки и трещины. Все домашние вещи и одежду приходится регулярно сушить.

Инесса Брусиловская, жительница хутора Никоноровка: «Утром встаешь, воздух такой влажный, сырой. Ну, кажется, палас как будто мокрый!»

Запасы на зиму жителям Никоноровки хранить теперь негде. Добротные погреба превратились в полузаваленные катакомбы – забираться внутрь становится просто опасно для жизни – стены могут рухнуть в любой момент. Дома и постройки во дворе тоже постепенно становятся похожими на карточные домики. А сразу за ними начинается настоящее болото. С каждым годом заросли камыша отбирают у хуторян ещё несколько метров когда-то плодородной земли.

Житель хутора Никоноровка: «Вот здесь у кого огороды вниз – пошло болото. И дальше пошли, пропали огороды. И погреба полные воды».

В своих бедах жители Никоноровки винят местного рыбовода – Евгения Окрушко. Лет десять назад он перегородил плотинами всё русло реки Малая Меженка. Теперь вместо малой речушки сразу за огородами хуторян начинается целое море из пяти огромных прудов площадью больше сотни гектаров. Всю землю вокруг каскада искусственных озёр предприниматель оформил в частную собственность.

Елена Венжега – глава Алейниковского сельского поселения: «Он принёс документы, подтверждающие право владения – это зелёнки на землю и разрешение на ведение рыболовного хозяйства».

Предприниматель уверяет, что перекрыл русло Малой Меженки абсолютно законно и даже официально оформил в собственность плотины прудов. А сам факт существования маленькой речки, говорит, ещё надо доказать. Кстати, в селе Алейниково у центрального моста через Малую Меженку указателя с названием водоёма уже и нет вовсе. В общем, вины своей в повышении уровня грунтовых вод в селе Евгений Окрушко не признаёт.

Евгений Окрушко, предприниматель (по телефону): «Выше прудов километра на два там уровень воды выше на 3.5 метров, чем у нас. А почему выше – там плотины сделаны, бобриные плотины. И они держат там воду, а мы тут ни при чем».

Но плотины речных бобров выше Никоноровки на уровень грунтовых вод в хуторе как раз никак не влияют. А вот шесть плотин ниже – мешают оттоку воды и нарушают всю экосистему Малой Меженки. Но больше всего старожилов удивляет, как Евгению Окрушко удалось купить себе целую реку. Ведь по закону она является собственностью государства.

Департамент экологии и природных ресурсов Воронежской области: «Необходимо отметить, что образованные плотинами на русле реки Малая Меженка водоемы по своей сути являются водохранилищами и относятся к федеральной собственности. Учитывая изложенное, осуществление рыбохозяйственной деятельности на водохранилищах, в том числе осуществление товарного рыбоводства (аквакультуры) возможно только при наличии договора пользования рыбоводным участком. Соответствующих документов у предпринимателя не имеется».

При этом разрушить самовольно возведённые плотины, по словам чиновников, они права не имеют. А, значит, жители Никоноровки войну с Евгением Окрушко всё-таки проиграли. В прудах на Малой Меженке продолжат разводить рыбу. А хуторяне подыскивать новое место жительства. На единственной улице имени Ленина из полусотни жилых домов уже осталось меньше половины.

Александра Камынина, Максим Вобленко

Читайте также