ГТРК Воронеж

Блогер о воронежском ансамбле: В российской реальности они смотрятся как панки на детской площадке

блоги о Воронеже

22.05.2017

16:00

Воронежский народный коллектив «Воля» как воплощение «типичного женского ансамбля из провинции». Так блогер, ведущий канал «Бездуховная брань» в Telegram, оценил образ музыкантов в одной из своих последних рецензий.

Поводом для критического разбора стал ролик режиссёра Винсента Муна, который прославился серией короткометражек о современном состоянии российского фольклора. Ещё в 2013 году один мини-фильм он посвятил воронежскому музыкальному коллективу. Он и оказался в руках блогера.

«– В этом ролике Винсент снял ансамбль русской народной музыки «Воля» из Воронежа. «Воля», кстати, ансамбль заслуженный, у них хорошие тяговитые голоса, густой звук, и вообще такой музыкальный аккуратизм без обсессии, который даёт хороший продукт всегда вне зависимости от жанра. Это если по музыке. В остальном "Воля" довольно типичный женский ансамбль из провинции – наркост с косметикой, бесцельное помахивание платочком, и эти самые рубероидные улыбки в стиле «девочки, улыбаемся-улыбаемся, кому нужны ваши кислые щи».

При этом Мун вообще не в курсе, что у нас банально, а что оригинально, он просто приехал традиционную музыку фиксировать в её реальной среде и неожиданно снял ролик про главную вообще коллизию нашего музыкального фольклора, которая меня мучает уже не один год.

Начинается там всё с того, как «Воля» на коленях в какой-то комнатушке исполняют, кажется, плач. Песня жуткая и мрачная, музыкально очень нетипичная, особенно для «обычного ансамбля из провинции». Помню, как на одном концерте во время исполнения плача из Архангельской области, тоже совершенно потустороннего и почти авангардного по звучанию, публика стала выходить из зала ДК буквально рядами. Люди пришли на люли-люли, а им тут со сцены три фальцета аритмично ломают законы гармонии уже десятую минуту подряд.

А потом монтажная склейка, и «Воля» в сценических костюмах уже поёт в каком-то парке в спальном районе уже совершенно другую музыку. Опять улыбки, люли-люли и эта бессмысленная «плясовая» с притопыванием как на половичке в подъезде зимой. Иными словами, экспортный репертуар, развесёлый и «праздничный», как коробка конфет на взятку педиатру. На фоне – запущенная многоэтажная брежневская жилуха, панельки из клипа Хаски, сумрачные отдельные россияне в бомберах и шапках. А Воля среди всего этого неизвестно кому машет платочком, антисоциально улыбается и вообще исполняет что-то совершенно дежурное и выхолощенное.

При этом кругом обычная наша российская реальность, в которой они в своих костюмах смотрятся как панки на детской площадке. Я вообще-то не против, я исключительно за то, чтобы фольклор уходил со сцен ДК на какие-то самопальные маргинальные площадки. Я за то, чтобы он стал «андерграундной» субкультурной музыкой, которая полностью осознаёт свою странность и чужеродность современному культурному ландшафту. Потому что андергрунд – это место, где музыка рождается и развивается, это естественное место обитания музыки, ей там хорошо, и почти любой современный музыкальный жанр оттуда происходит. На сцену Олимпийского музыка приходит умирать.

Но женщины из «Воли» этого не осознают. Они продолжают воспроизводить этот ДК-шный фольклор так, будто это реальная норма, будто это что-то естественное и живое, а не сценическая фикция для чиновников из центра. Понятно, что они в этом не виноваты, что они просто оказались в заложниках у этого советского языка, в котором не было никакого лексикона для народной культуры, был только язык государственный и казённый. И в этом языке народ должен источать всегда исключительно позитивчик и патриотизм.

В этой народной культуре нет памяти о голоде и коллективизации, нет ни религиозного фанатизма, ни сельских непристойностей, нет матерной обрядовой лексики, нет песен в духе «как и стал сын жену бить, как и стал научати». Там всё гладко, у мужиков всегда баян, шапки набекрень и готовность бежать на войну, а девушки всегда транслируют образ женщины-вещи, которая всегда улыбается, всегда с коромыслом, накрашена хорошо, коса у неё как швартовочный канат и румянец как у горячечной».

Источник

Справка:

Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусства был создан ещё в 1989 году. Основу репертуара составляют народные песни областей Черноземья, а также украинских переселенцев. Чтобы собрать эти тексты, студенты отправлялись в специальные фольклорные экспедиции.


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-ВОРОНЕЖ» 20.07

Гость

Школы Воронежской области обеспечат интернетом к концу 2019 года повсеместно. Программу «Цифровая школа» в регионе начнут внедрять уже на этой неделе. 20 числа пройдёт аукцион на выбор подрядчика для этой работы. Новая программа, на которую потратят более 100 млн рублей, должна не только заставить, наконец, работать имеющееся оборудование, но и протянуть в сёла оптоволокно. Не получится ли так же, как с Wi-Fi в сёлах, который как бы есть, но реально – его нет. Об этом ведущая Наталья Зубкова поговорила с руководителем департамента связи и массовых коммуникаций Ильёй Сахаровым.

Смотреть передачу

Наверх