Блогер о воронежском ансамбле: В российской реальности они смотрятся как панки на детской площадке
Воронежский народный коллектив «Воля» как воплощение «типичного женского ансамбля из провинции». Так блогер, ведущий канал «Бездуховная брань» в Telegram, оценил образ музыкантов в одной из своих последних рецензий.
Поводом для критического разбора стал ролик режиссёра Винсента Муна, который прославился серией короткометражек о современном состоянии российского фольклора. Ещё в 2013 году один мини-фильм он посвятил воронежскому музыкальному коллективу. Он и оказался в руках блогера.
«– В этом ролике Винсент снял ансамбль русской народной музыки «Воля» из Воронежа. «Воля», кстати, ансамбль заслуженный, у них хорошие тяговитые голоса, густой звук, и вообще такой музыкальный аккуратизм без обсессии, который даёт хороший продукт всегда вне зависимости от жанра. Это если по музыке. В остальном "Воля" довольно типичный женский ансамбль из провинции – наркост с косметикой, бесцельное помахивание платочком, и эти самые рубероидные улыбки в стиле «девочки, улыбаемся-улыбаемся, кому нужны ваши кислые щи».
При этом Мун вообще не в курсе, что у нас банально, а что оригинально, он просто приехал традиционную музыку фиксировать в её реальной среде и неожиданно снял ролик про главную вообще коллизию нашего музыкального фольклора, которая меня мучает уже не один год.
Начинается там всё с того, как «Воля» на коленях в какой-то комнатушке исполняют, кажется, плач. Песня жуткая и мрачная, музыкально очень нетипичная, особенно для «обычного ансамбля из провинции». Помню, как на одном концерте во время исполнения плача из Архангельской области, тоже совершенно потустороннего и почти авангардного по звучанию, публика стала выходить из зала ДК буквально рядами. Люди пришли на люли-люли, а им тут со сцены три фальцета аритмично ломают законы гармонии уже десятую минуту подряд.
А потом монтажная склейка, и «Воля» в сценических костюмах уже поёт в каком-то парке в спальном районе уже совершенно другую музыку. Опять улыбки, люли-люли и эта бессмысленная «плясовая» с притопыванием как на половичке в подъезде зимой. Иными словами, экспортный репертуар, развесёлый и «праздничный», как коробка конфет на взятку педиатру. На фоне – запущенная многоэтажная брежневская жилуха, панельки из клипа Хаски, сумрачные отдельные россияне в бомберах и шапках. А Воля среди всего этого неизвестно кому машет платочком, антисоциально улыбается и вообще исполняет что-то совершенно дежурное и выхолощенное.
При этом кругом обычная наша российская реальность, в которой они в своих костюмах смотрятся как панки на детской площадке. Я вообще-то не против, я исключительно за то, чтобы фольклор уходил со сцен ДК на какие-то самопальные маргинальные площадки. Я за то, чтобы он стал «андерграундной» субкультурной музыкой, которая полностью осознаёт свою странность и чужеродность современному культурному ландшафту. Потому что андергрунд – это место, где музыка рождается и развивается, это естественное место обитания музыки, ей там хорошо, и почти любой современный музыкальный жанр оттуда происходит. На сцену Олимпийского музыка приходит умирать.
Но женщины из «Воли» этого не осознают. Они продолжают воспроизводить этот ДК-шный фольклор так, будто это реальная норма, будто это что-то естественное и живое, а не сценическая фикция для чиновников из центра. Понятно, что они в этом не виноваты, что они просто оказались в заложниках у этого советского языка, в котором не было никакого лексикона для народной культуры, был только язык государственный и казённый. И в этом языке народ должен источать всегда исключительно позитивчик и патриотизм.
В этой народной культуре нет памяти о голоде и коллективизации, нет ни религиозного фанатизма, ни сельских непристойностей, нет матерной обрядовой лексики, нет песен в духе «как и стал сын жену бить, как и стал научати». Там всё гладко, у мужиков всегда баян, шапки набекрень и готовность бежать на войну, а девушки всегда транслируют образ женщины-вещи, которая всегда улыбается, всегда с коромыслом, накрашена хорошо, коса у неё как швартовочный канат и румянец как у горячечной».
Справка:
Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусства был создан ещё в 1989 году. Основу репертуара составляют народные песни областей Черноземья, а также украинских переселенцев. Чтобы собрать эти тексты, студенты отправлялись в специальные фольклорные экспедиции.