ГТРК Воронеж

Большой Дворянской улице Воронежа исполнилось 235 лет

30.06.2009

12:20

Большой Дворянской улице Воронежа исполнилось 235 лет

Уже во времена Азовских походов Петра Великого Воронеж был городом немаленьким. Здесь возникали мануфактуры, заводики, строились дома. Но застройка проходила спонтанно. Конец анархии положила Екатерина Вторая. Её императорское Величество утвердила генеральный план регулярной застройки города. Отныне дома разрешалось строить только по проложенным на плане улицам. Воронежцы приказу повиновались не сразу. На новой главной магистрали - Большой Дворянской тут и там возникали сарайчики и баньки. Тогдашний губернатор Чертков был суров. Он пригрозил, если чьи-нибудь строения появятся за красной чертой, разбираться с их хозяевами будут колодники, а попросту тюремщики. Желающих не нашлось. В 18 веке на Большой Дворянской мостовых не было и публика изволила ездить на лодках, запряженных быками. Дороги появились позже.

Павел Попов, краевед: "Губернатор Михаил Бравин изыскал государственные средства и впервые устроил цельную мостовую. Правда, подвергся нападкам со стороны воронежцев, которые пожаловались на него в столицу, за то, что он якобы растратил средства, но хитрый губернатор вовремя сообщил в столицу, какой положительный опыт он несет в России. Правительство распорядилось применить этот опыт во всех городах".

На главной улице разрешалось строить только каменные дома. В те далекие годы нумерация домов начиналась не с привычной для нас, а с противоположной стороны. На Дворянской были сосредоточены самые модные магазины, госучреждения, учебные заведения, гостиницы. Здесь жили воронежские губернаторы и состоятельные граждане. Это было место встреч, гуляний, променадов. Какие только известные люди не ступали на тротуары Большой Дворянской! Императоры, писатели, художники и политики.

Владимир Елецких, краевед: "Приезжал молодой император вместе с В.А. Жуковским. Он выходил на балкон, рисовал Воронеж, который выглядел очень красиво, был очень зеленый город. Василий Андреевич сделал на пленэре несколько зарисовок. Они сохранились и уже известны нашим краеведам. Император прогуливался по Воронежу, был восхищен его зеленью, красивыми уголками".

На рисунках Жуковского Большая Дворянская первой половины 19 века имеет непривычный для нас вид. Главное - полное отсутствие транспорта. Немного транспорта было и в начале следующего века.

В начале 20 века такого понятия, как автомобильные пробки, естественно, не было. В Воронеже даже автомобиль был в диковинку. Зато по Большой Дворянской медленно ползала конка. Вначале она не пользовалась спросом. "Садитесь, подвезем", - кричали с облучка. "Нет, пешком быстрее", - отвечали прохожие.

Конка просуществовала на Большой Дворянской вплоть до 1926 года, когда на смену пришло более современное транспортное средство - трамвай. Все новое, что приходило в город впервые апробировалось на главной улице и после того, как она стала Проспектом Революции. Это - сердце города, его визитная карточка. Правда, символ потихоньку меняет свое лицо. Новые постройки меняют его облик до неузнаваемости. Жаль, что авторитет Екатерины II в 21 веке уже не действует.

Ольга Зубкова, Дмитрий Костин


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Итоговый выпуск "Вести-Воронеж" 20.04.18

Гость

Программа «Вести-интервью» отправилась в гости в село Большие Алабухи к местному перевозчику Сергею Бондареву, который помог лётчикам потерпевшего крушение самолёта Як-130. Герой этого выпуска помимо своего недавнего подвига, обеспечивает сообщение между двумя деревнями. Их разделяет разлившаяся река Ворона. Именно там 12 апреля и потерпел крушение военный самолет Як-130.

Смотреть передачу

Наверх