Будем стоять насмерть. Воронежцы выступили против дороги через Нагорную дубраву
Горожане забраковали разработанную мэрией программу развития транспортной инфраструктуры.
Мэрия Воронежа представила на обсуждение горожан проект программы развития транспортной инфраструктуры города до 2020 года на публичных слушаниях в понедельник, 11 декабря. Она подразумевает новое дорожное строительство и реконструкцию крупных магистралей, а также усовершенствование системы пассажирского транспорта. Однако горожан заинтересовал лишь один пункт программы – строительство через Нагорную дубраву магистрали, которая в перспективе должна стать частью кольцевой автодороги вокруг Воронежа. Воронежцы высказались категорически против этого проекта, потребовав от властей найти другое место для строительства дороги или другой способ решения транспортных проблем. «Вырубка древних дубов ради строительства дороги не может существовать ни в концепциях, ни в фантазиях, ни в мечтах. Иначе мы станем насмерть!», - заявила представитель инициативной группы горожан Юлия Жидко.
Почему необходимо реконструировать транспортную инфраструктуру
Главной транспортной проблемой Воронежа является практически не меняющаяся транспортная сеть при неуклонном росте автомобилизации, говорится в документах программы. При том, что на 1 тыс. жителей приходится 335 машин, каждый год, по данным, региональной ГИБДД, число автомобилей прирастает на 1%. В общем объеме транспорта, выходящего на улице города, число легковых автомобилей уже достигло 87%.
«Ежегодный рост уровня автомобилизации приводит к избыточному потоку транспорта по автомобильным дорогам местного значения и как следствие оказывает существенное влияние на пропускную способность улично-дорожной сети, увеличиваются заторы и среднее время в пути как на личном, так и на общественном транспорте», - говорится в документе.
При этом отказываются от общественного транспорта в пользу личных автомобилей горожане не только из-за роста доходов, но и из-за недостатков в работе общественного транспорта, признают авторы программы.
- Основная дорожная сеть Воронежа сформировалась в 50-60 годы и не предусматривала такие темпы роста автомобилизации и особенности застройки города, как в начале XXI века. Это привело к тому, что дороги перестали справляться с пропуском такого количества транспорта, и в час пик образуются многокилометровые пробки в различных направлениях - пояснил необходимость запуска программы и.о. руководителя управления дорожного хозяйства мэрии Олег Котов. – А с учетом интенсивного развития пригородных территорий – Шилово, Подгорного, микрорайона «Озерки», Яменского и Отрадненского сельских поселений, перед городом остро встает задача увеличения пропускной способности магистралей.
Что предлагают власти
Муниципальная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа город Воронеж рассчитана до 2020 года и предполагает проектирование, строительство и реконструкцию дорожных объектов и усовершенствование системы общественного транспорта. За три года на эти цели планируется выделить из бюджетов разных уровней 13,9 млрд рублей.
План мероприятий предлагается разбить на несколько этапов. На первом из них, к 2020 году, городские власти планируют построить дублер Московского проспекта от улицы Владимира Невского до Кольцовской. Для этого реконструируют дороги на улицах 60 Армии, Солнечной и Свободы. Так же на первом этапе работ предусмотрено строительство транспортной развязки на пересечении улицы Остужева и Ленинского проспекта, спроектированной еще в 2013 году. В 2017 году Минтранс вынес вопрос финансирования строительства развязки на рассмотрение правительственной комиссии, рассказал Олег Котов. Средства федеральный бюджет может выделить уже в следующем году. Так же власти планируют реконструировать улицу Циолковского от улицы Героев стратосферы до улицы Ильюшина со строительством путепровода через железнодорожные пути, чтобы разгрузить улицу Димитрова. Завершить работы планируется в рамках действия представленной для обсуждения муниципальной программы – до 2020 года.
Второй и третий этап работ относятся к более отдаленной перспективе и завершатся не ранее 2025-2027 году. Одним из ключевых и самых спорных объектов второго этапа формирования кольцевой автодороги станет строительство дублера улицы Ломоносова на территории Нагорной дубравы. Олег Котов предположил, что для этого в ближайшие годы нужно будет внести изменения в Генеральный план Воронежа. На общественные слушания горожане, жители прилегающих к дубраве микрорайонов, пришли, чтобы высказаться против этих планов властей. Со всем остальным они согласились, но против вырубки вековых дубов протестовали громко и непримиримо.
Почему протестуют горожане
Проект строительства магистрали через эту особо охраняемую природную территорию уже представляли в сентябре 2012 года. Дорога длиной 2,5 км должна была соединить Московский проспект и улицу Ломоносова в том месте, где она стыкуется с улицей Тимирязева, это позволило бы транспорту попадать с Ломоносова сразу на улицу Антонова-Овсеенко. Однако от строительства магистрали отказались перед выборами мэра в 2013 году из-за протестов горожан, вышедших на защиту заповедного леса.
Представитель инициативной группы горожан, выступающих против новой попытки властей проложить магистраль через особо охраняемый лес, Юлия Жидко отметила, что концепция, представленная Олегом Котовым, не имеет под собой никакой правовой основы, поскольку Генеральный план только предстоит скорректировать подходящим образом, а остальные нормативные документы, лежащие в основе программы, указывают лишь на общие правовые нормы.
К тому же она напомнила, что гарантом отказа от планов по строительству стал в 2013 году мэр Александр Гусев, проводящий тогда предвыборную кампанию и претендующий на кресло главы города. После этого управление главного архитектора исключило спорный участок из перечня территорий, по которым может пройти магистраль.
- Однако, схема развития магистралей и транспорта, представленная нам сегодня, является точной копией той, которая была разработана в 2008 году и стала основой для проектирования дублера улицы Ломоносова. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуру не соответствует Генеральному плану и не может быть утверждена. Жители будут оспаривать ее любыми законными способами, - отметила Юлия Жидко. – Если понадобится, мы грудью бросимся на защиту Нагорной дубравы вместе со своими детьми и будем стоять насмерть.
Она отметила, что с 2013 года дубраву так и не поставили на кадастровый учет, который бы определил границы территорий, внутри которых запрещено строительство. Это, по ее словам, привело к тому, что с 2013 по 2017 году Нагорная дубрава потеряла 15% площади, уменьшившись с 84 до 71,5 га. Строительство четырехполосной магистрали «откусит» от заказника еще 10 га, подсчитали протестующие, включая 1,6 га, на которых высажены особо ценные, единственные в ЦФО, образцы районированной лиственницы.
- Рассматривайте другие варианты строительства дороги, например, прокладку подземного туннеля, который бы отвечал интересам местных жителей и при этом не ухудшал бы экологическую ситуацию в районе, - потребовала Юлия Жидко.
Олег Котов пояснил, что представленный им проект строительства дорог на ближайшее десятилетие – только концепция, не имеющая никаких точных параметров, трассировку магистралей определят при проектировании дорог, а дорога через Нагорную дубраву вообще находится за пределами срока действия обсуждаемой на слушаниях программы.
Его отказались слушать и вместо этого единогласно проголосовали за исключение этого участка будущего транспортного кольца из перечня объектов программы развития транспортной инфраструктуры Воронежа.
- Мы покупали квартиры и строили дома рядом с дубравой, потому что рядом лес, и он - единственное достоинство этого района. Нас несколько тысяч человек, и мы будем биться когтями и зубами, чтобы дорогу не построили через Нагорную дубраву и под окнами наших домов. Не дадим сделать наш чистый, зеленый, тихий район грязной обочиной трассы. Вам придется придумать другой способ разгрузить городские дороги, - заявила жительницы «Лесной поляны-3» Елена Новомлинцева.
Что думают эксперты
Сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков, в свою очередь, посчитал разработанную мэрией программу бесполезной.
- Прежде чем планировать подобные вещи с многомиллиардными вложениями, нужно провести моделирование и расчёты. Системы моделирования у мэрии нет, а главное - у нее даже нет в планах такую систему приобрести или создать. А без нее любые подобные планы - это пляски шамана с бубном у костра, - пояснил он.
Елена Гончарова