< >

Чернавский мост: путь возрождения

Вести Воронеж 2566
Чернавский мост: путь возрождения

20 лет ожидания и вместо одного Чернавского моста, их стало два. В России долгостроев такого типа было несколько десятков. Реконструкция визитной карточки Воронежа началась ещё в девяностых. Наблюдать за мостом начали в 1972 году, когда было создано Воронежское водохранилище. Итог - непрекращающийся процесс разрушения арочного строения и опор моста. Коррозия арматуры и бетона происходила под воздействием химического состава с большим содержанием хлора и солевых добавок. Процесс стал необратим и многочисленные работы по восстановлению, оказались просто не эффективными.

Земфира Селезнева, жительница г. Воронежа: "Когда я ещё замуж вышла, то здесь вообще вместо моста был понтон на подушках, а потом сделали этот мост".

В полную негодность опоры моста пришли в 1990 году. Тогда, было решено возвести временную переправу. Её закончили через пять лет. Старый мост начали разбирать, работы то останавливали, то продолжали вновь. Причина была банальна - не хватка средств. Объект относится к городскому ЖКХ, а у муниципалитета в то время и на дороги денег не было. Построенная рядом временная конструкция, как водится, обещала стать постоянной, поскольку вместо положенных 7 простояла 15 лет.

Юрий Коломенцев: "Слишком долго строится наш Чернавский мост. Это символ города Воронежа. Надеемся, что он когда-нибудь будет открыт, и мы проедемся по нему".

Вялотекущая почти двадцатилетняя стройка в задыхающемся от пробок городе. Чернавский мост включили в программу 20 стратегически важных мостов России. Последним подрядчиком стал "Мостоотряд-81". Рабочие предприятия выполнили всю кропотливую работу: от демонтажа старых опор до устанавки новых. В 2005 году на мосту произошла трагедия - обрушился целый пролет. Тогда погиб человек. Долгое время стройплощадка пустовала. Городские власти выдвигали один проект за другим, собирались даже приглашать на строительство китайцев из братского города Чуньцин. Область тем временем копила на новый мост собственные средства и пыталась привлечь их из федерального бюджета.

Почти 15 лет временный мост был закрыт для большегрузного транспорта, а легковой и пассажирский часами стояли там в пробках.

Сергей Якименко, руководитель воронежского филиала ОАО "Мостотрест", "Mостоотряда ╧ 81": "Новый мост сооружается с использованием фундамента старого. Поэтому сложно демонтировать арочные конструкции. Вся работа производится на плаву с использованием плавсистем".

Осенью 2007 года в Воронеж приезжал Дмитрий Медведев, в то время - первый вице-премьер. Временный Чернавский мост был обследован федеральной службой охраны, и впервые его надежность была поставлена под сомнение. Кортеж будущего президента помчался в объезд. Баржи и плавучий кран, казалось, навсегда стали элементами воронежского пейзажа.

В 2008 году временное все же стало капитальным. После замены гидроизоляции новую часть моста сдвинули на капитальные опоры. Обновленный Чернавский мост будет рассчитан минимум на 50 лет.

Будущую магистраль монтируют по частям и постепенно укладывали на опоры. Строители называют это "надвижкой пролетных строений" - металлическую конструкцию толкали с помощью специального механизма. Постепенно она "доползла" до Правого берега, затем металл покрыли слоем специальной смеси, уложили асфальт, построили ограждения и установили фонари. На новой части переправы было открыто движение.

В этом году старый временный мост огромные домкраты придвинули на новые опоры. Месяцы монтажа и укладки покрытия - и последним испытанием для новой половинки Чернавского стали многотонные грузовики. Четыре Камаза и два Урала не просто стоят на мосту. Это уже и есть испытание моста на деформацию, специалисты называют его статическим. А под мостом датчики, нагрузку они подсчитывают точно. Еще один этап испытания - самосвалы ездят по мосту вперед-назад. За его прочность инженеры ручаются.

Цена вопроса - более 1,5 миллиардов рублей. Это 800.000 тонн воронежских конфет, на которых был изображен "дедушка" нынешнего стального гиганта. Но это, пожалуй, тот случай, когда подсчеты излишни. Уже давно Чернавский мост стал символом столицы Черноземьягорода. А символы - бесценны.

Михаил Меньшиков

Читайте также