< >

Что приготовили военные учёные из Воронежа для Министерства обороны?

Вести Воронеж 1460
Что приготовили военные учёные из Воронежа для Министерства обороны?

Здесь создают альтернативу линейке и лупе. Ефрейтор Олег Петров в научной роте служит уже полгода. Его боевая задача -спрогнозировать образование трещин на деталях самолётов и вертолётов. Ремонт боевых машин - удовольствие дорогое, поэтому эксплуатируют их порой на пределе возможностей.

Олег Петров, ефрейтор: "Со временем появляются усталостные микротрещины, затем она разрастается в одну большую магистральную трещину, и образец рушится. Со временем разрушение происходит резко и не восстановимо".

Болезнь металла лучше диагностировать заранее. Сейчас самая передовая технология для поиска трещин - профилометр - неровности ищут с помощью тонкой алмазной иглы. Разработка научной роты работает бесконтактно - с помощью лазерного луча.

Это так называемая спекл-картина. Идею, можно сказать, позаимствовали у ученых от медицины - таким же способом определяют структуру зубов, или, скажем, мышц после операций. Пока эта установка учебная. На ее основе солдаты намерены спроектировать датчики, которые можно будет устанавливать непосредственно на самолеты.

Олег Петров, ефрейтор: "В семействе вертолетов Ми-8 было разрушение рычага лопасти винта, и разрушение происходило в одно и том же месте. Наш способ позволяет в данном месте проводить исследования, что позволит заблаговременно определить, разрушится этот узел или нет".

Ефрейторы Звонников и Шарафутдинов корпят над выносливостью двигателей.

Установка для гидродинамического исследования течений с помощью цветной туши позволяет понять, как будет двигаться воздух в компрессоре двигателя - и направить эти потоки в нужную сторону.

Чтобы на этих режимах двигатель не разлетелся, солдаты изобретают систему активного управления для компрессоров - она должна повысить устойчивость двигателя к перегрузкам.

Антон Шарафутдинов, ефрейтор: "Это изобретение влияет на КПД, коэффициент полезной работы, увеличивает её в определенной доле, и влияет на запас устойчивости компрессора. Влияет непосредственно на характеристики самолёта. Его маневренность, тяговооружённость, разгон".

Получить патент на свои изобретения военные ученые надеются в этом году. Еще несколько лет понадобится на то, чтобы довести учебные макеты до приборов, готовых к серийному производству. Так что ефрейторы Петров, Звонников и Шарафутдинов до окончания срока службы точно не успеют. Впрочем, большинство солдат научной роты намерены продолжить карьеру в армии.

Наталья Зубкова, Юрий Вахтин

Читайте также