Хочу в Воронеж. Кто и зачем стремится переехать в наш регион
Власти пытаются компенсировать естественную убыль жителей региона с помощью приезжих.
За образованием, достойной работой и лучшей жизнью. Каждый год в Воронежскую область приезжают тысячи мигрантов. Гостям рады: помимо федеральных программ поддержки для них предусмотрены региональные льготы и гарантии. Неудивительно, ведь переселенцыявляются источником трудовых ресурсов. К тому же поток переселенцев компенсирует естественную убыль жителей региона, а некоторые села вообще спасает от вымирания. Кто такие эти новые воронежцы и чего они ждут – узнала корреспондент «Вести-Воронеж».
Казах по происхождению, Сергей в классе не чувствует себя чужим. Ещё хранит память о родном языке, но пишет, читает и думает на русском.
– Легче на русском или на казахском учиться? – спросили мы у восьмиклассника
– На русском. В казахском языке больше букв, – ответил Сергей.
В школе села Островки большинство учащихся – переселенцы из разных регионов страны и зарубежья. Поэтому вопросы краеведения, говорит учитель русского языка, самые сложные.
– Ребята не могут ответить на вопрос, что такое, например, «ярушка». Каждый местный школьник знает, что «ярух» – это овраг, а «ярушка» – это небольшой овраг, – отмечает учитель русского языка и литературы островской средней школы Ирина Жихарева.
Нюансы диалекта не мешают приезжим быстро ассимилироваться. Тем более, что местная власть их поддерживает.
Глава поселения рассказывает: после того, как смертность в 10 раз превысила рождаемость, стали звать на ПМЖ всех желающих, чтобы спасти село от вымирания. Обещали новосёлам недорогое жилье и льготную аренду земли – остаться согласились 34 семьи.
– Вид совсем другой, земельные участки ухоженные. Дома сами ухоженные, покрашенные. Ребятишки бегают, – рассказывает глава Островского сельского поселения Владимир Труфанов.
Переселенцев поддерживают на федеральном и региональном уровне. Например, тем, кто приезжает по программе переселения соотечественников в сельскую местность, помогают материально. Во многом благодаря этому впервые за много лет отток жителей из сёл сменился притоком.
Семья Радченко выбрала Новую Усмань. Приехали за детьми – дочери захотели учиться в России. Признаются, несмотря на то, что родились в Казахстане, всегда ощущали себя русскими.
– Государственный язык стал казахский, его нужно было изучать, нам было тяжело. Ну, и, всё равно, перспектив в России больше, – делится жительница села Новая Усмань Галина Радченко.
– Здесь изначально было тяжело. Всё-таки уровень знаний намного выше, чем в Казахстане. И требований больше, – добавила Виктория Радченко.
За знаниями в Россию стремится и тринадцатилетний Владислав Наумов. Мечтает о военной карьере.
– Родину надо будет защищать! – А родина твоя где? – Родина, конечно, в Казахстане, но я буду защищать и ту, и Россию! – поделился с нашим корреспондентом мальчик.
Вместе с двумя братьями и родителями Владислав живёт в центре временного размещения мигрантов. Он рассчитан на 33 места, здесь за небольшую плату можно остановиться на время оформления документов. На это уходит от нескольких месяцев до полугода.
Впрочем, многие устремляются через границу в обход закона. Количество нелегальных мигрантов в Воронежской области уступает разве что Москве и Подмосковью.За прошлый год больше пяти тысяч человек обнаружены на рынках и «резиновых квартирах». Регулярно силовики находят офисы, в которых сотрудники печатают паспорта, дипломы для приезжих. Чаще стали ловить хозяев квартир за фиктивную постановку мигрантов на учет.
В этом году правительство региона увеличило квоту на временное проживание иностранцев – разрешения получат больше двух тысяч человек. А по программе переселения соотечественников в ближайшие два года воронежцами могут стать еще восемь тыс. Особенно у нас рады квалифицированным специалистам. Прежде всего – медикам.
– Наша цель – не привлечь любых мигрантов в область, чтобы компенсировать естественную убыль. Наша цель – привлечь людей в трудоспособном возрасте, имеющих возможность адаптироваться к нашим культурным особенностям, к особенности нашей экономики, – говорит заместитель руководителя департамента труда и занятости Воронежской области Елена Маслова.
За последние пять лет в области официально обосновались 58 тыс. мигрантов. Эта цифра настолько большая, что полностью компенсирует естественную убыль населения и даже позволяет увеличить его численность. В основном приезжают из бывших советских республик – Украины, Казахстана, Армении и Узбекистана.
В области нет ни одного района с естественным приростом населения. И так уже четверть века. Чтобы спасти регион он вымирания, власти разработали концепцию поддержки молодых семей, программы для повышения рождаемости и снижения смертности. Но понятно, что кардинально и быстро изменить демографическую ситуацию не удастся. Так что программу лояльности к мигрантам, которая заканчивается через два года, судя по всему, придётся продлевать.
Анна Андреещева