< >

Художник из Репьёвки своеобразно оформил сельский краеведческий музей

Вести Воронеж 1288
Художник из Репьёвки своеобразно оформил сельский краеведческий музей

Эта крестьянка за прялкой - точная копия художника - оформителя районного дома культуры Татьяны Швецовой. Своим лицом она пожертвовала во имя искусства - когда помогала создавать музей. Но даже спустя 20 лет для неё важнее точность народного костюма, а не внешности.

Татьяна Швецова, житель Репьёвки: "Это кукла. У меня к ней совершенно никакого отношения".

Коренной житель Репьёвки Алексей Бакулин напротив, к своему изваянию относится с трепетом и часто показывает внукам. Он стал прототипом советского офицера времён Великой Отечественной войны, который пишет письмо домой".

Алексей Бакулин, житель Репьёвки: "Гордость, вот увековечен. Моя маска и лицо моё. Это не быстро всё. Наложили всё это, и дышать было трудно, дырочек мало. Потом начала сохнуть и сжимать лицо".

Идея - придать музёйным экспонатам лица жителей Репьёвки принадлежит художнику Игорю Горяйнову. Он вспоминает - людей искали прямо на улице, многие отказывались. В результате экспонатами музея стали лица директора музыкальной школы, киномеханика, уборщицы, шофёра и праздношатающихся жителей села, одному из которых даже пришлось сменить пол.

Игорь Горяйнов, художник: "Оказалось, что присутствует один лишний мужчина. Оказался очень похож, скажем, женский образ, вырисовывался. Надели платок, рубашечку, юбочку, получилась вполне симпатичная девушка. Вот, такой, в нашем образе транссексуал".

Поиск моделей для будущих экспонатов идёт постоянно. Смазывать и оборачивать лицо, вставлять дыхательные трубки и накладывать гипс художнику помогает жена. Естественно в подобном процессе участвовала и она, и их дети.

Елена Горяйнова, жена художника: "Я очень долго сопротивлялась, это были желающие, я наблюдала весь этот процесс, не очень это нравилось, трубочки в нос. Но несколько лет назад срочно был нужен манекен в Мостюгинский музей, и я оказалась под рукой". Процесс застывания длится около 20 минут, и всё это время необходима полная неподвижность. Как только гипс становится тёплым, материал аккуратно снимают.

Евгений Воронков, модель: "Не страшно, если, конечно, кто-нибудь трубочки не загнёт".

То, что получилось, называется матрица, с её помощью отливается слепок лица. Но это только фрагмент головы. Затылок, виски и уши придётся наращивать, и точность копии будет зависеть только от мастерства скульптора.

Игорь Горяйнов в своих работах всегда пытается добиться полного сходства. И всё же в музее есть маска, которая ему дорога особо.

Игорь Горяйнов, художник: "Мужчина с гормошкой, это мой родной брат. Его уже около 10 лет нет в живых. С удовольствием прихожу и смотрю на застывшее время, застывшую эпоху. Какие-то навевают мысли, это мой брат, родная кровинка".

Это настоящая - живая история - уверен автор. В тоже время его односельчане здесь навсегда останутся в расцвете сил. Поэтому ценность таких работ только увеличивается спустя много лет.

Роман Козлов, Александр Попов

Читайте также