ГТРК Воронеж

Из-за новых норм воронежские производители еды готовятся сворачивать бизнес

12.02.2015

10:50

Из-за новых норм воронежские производители еды готовятся сворачивать бизнес

У Вячеслава в мини-пекарне всего работает 13 человек. Чтобы выполнить все условия системы ХАССП, по его подсчетам, нужно нанять еще столько же и вести аж 40 хозяйственных журналов. Кроме того, придется, переделывать всё помещение, менять оборудование и подбирать специальные материалы. При этом, далеко не все требования новой системы оправданы, считает предприниматель. А как в принципе выполнить некоторые из них - вообще не понятно.

Вячеслав Подковыров, предприниматель: "Ну, я для себя пока выхода не вижу никакого. Сейчас у нас, вот видите, деревянные лотки присутствуют, с уголка сделанные - это всё, если подходить по их требованиям, оно уже не подходит. То есть, материал должен быть не абсорбирующий, то есть ничего не впитывать, а как хлеб сушить - мы не знаем. Крашеное оборудование нельзя, по большому счету и стекла в окнах уже нельзя, потому что его могут разбить, и оно может попасть".

ХАССП - изобретение американцев. Прежде всего, систему внедрили на предприятиях, выпускающих продукты питания для космонавтов и военных - она обеспечивает максимальный контроль на всех этапах производства. В России появилась в середине двухтысячных - на крупных предприятиях. Теперь же организовать свою работу по принципам ХАССП обязаны все, кто занимается пищевым производством.

Сергей Калашников, заместитель директора центра сертификации: "Безопасность будет подтверждаться не только испытаниями конкретной уже продукции готовой, выпущенной на предприятиях, на каких-то образцах, а будет подтверждаться всей технологической цепочкой производства продукции пищевой - от приема сырья, до реализации продукции уже в розничной сети".

Однако внедрение системы - дело не быстрое и дорогое. При этом каждое предприятие должно адаптировать систему под себя, а затем пройти сертификацию. На это предпринимателям дали полтора года. В итоге до сих пор многие не могут найти средства даже на оформление бумаг.

Новые документы обойдутся недешево. В центрах сертификации конкретных цифр не называют - говорят, что все зависит от масштабов производства, и для каждого стоимость рассчитывается индивидуально. Но, к примеру, небольшой пекарне оформление сертификатов обойдется примерно в 250 тысяч рублей. За эти деньги можно купить вот такой агрегат для формовки теста или даже новую печь.

Почти все крупные пищевые комбинаты в нашем регионе уже получили сертификаты ХАССП. Им найти деньги на это, конечно, легче, чем мелким предпринимателям. При этом многие производители уверены, что без новой системы можно обойтись. Действующие сейчас требования вполне обеспечивают безопасность продуктов.

Марина Лютикова, президент гильдии пекарей и кондитеров Воронежской области: "Все то, что сейчас пишется в этом документе - оно прописано в подзаконных актах Роспотребнадзора, требования технического регламента - соответственно тоже все прописано. Это получается вторичная работа, причем та, за которую мы будем платить огромные деньги. Для малых производителей это очень много. Соответственно, это ляжет на цены, на нас с вами - потребителей".

Проверки предпринимателей возложили на Роспотребнадзор - правда пока в ведомстве не знают как и что именно будут проверять. Зато уже точно известно, что ждет бизнесменов-нарушителей: штраф до миллиона рублей, конфискация продуктов и отзыв лицензии на 90 суток. Владельцы небольших предприятий надеются, что тем, кто не занимается экспортом, все же разрешат работать по действующим правилам. Они, утверждают производители, почти не отличаются от ХААСП - зато позволят бизнесу сэкономить сотни тысяч рублей.

Юлия Лукьянова, Алексей Баранов


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-ВОРОНЕЖ» 17.11

Гость

Почему в других городах-миллионниках пробок нет, и что срочно нужно менять в Воронеже – об этом в программе «Вести-Интервью» рассказал директор проектной компании, занимающейся организацией дорожного движения в разных городах, Антоном Бахтиным.

Смотреть передачу

Наверх